Газета Донецкого национального технического университета
Главная    Подписаться на рассылку    Архив    ДонНТУ     
Донецкий политехник

История ДонНТУ глазами очевидцев
КАК ЭТО БЫЛО...

Л.Т.Прокофьева, доцент

"… Анатолий Соловьяненко как медалист средней школы был принят в Донецкий индустриальный институт без экзаменов. На "отлично" учился и в институте. В студенческие годы он проявил себя и как талантливый певец. Солировал на всех студенческих вечерах, имея только домашние навыки пения.

Как выпускнику-отличнику комиссия по распределению предложила Анатолию учебу в аспирантуре с расчетом на защиту кандидатской диссертации и дальнейшую работу в институте. Но Соловьяненко отказался, объяснив причину: "Я занимаюсь вокалом, хочу научиться петь". И никакие уговоры не помогли.

Тогда ректор ДИИ Михаил Антонович Богомолов, председатель комиссии, с сожалением сказал: "Козловский и Лемешев уже немолоды, уйдут на заслуженный отдых, а продолжить их дело кому-то нужно. Может, Анатолий и заменит их. Пока еще наш институт артистов не выпускал".

А будущее Соловьяненко сложилось так, что он стал всемирно известным певцом. И в этом ему тоже помог институт. Дело в том, что ректор не хотел отпускать молодого, хорошо подготовленного инженера и предложил ему должность ассистента кафедры начертательной геометрии и инженерной графики. Анатолий принял это предложение и почти десять лет работал на этой кафедре, что давало ему возможность иметь достойную зарплату и брать платные уроки вокала. Учителем у него был оперный певец А.Н.Коробейченко. Обучение шло серьезно, длилось почти десятилетие. Анатолий исполнял оперные партии. Голос его обрел силу и красоту. В 1962 г. А.Соловьяненко был принят на работу в Киевский театр оперы и балета. Затем, пройдя отборочные конкурсы в Москве, был направлен на стажировку в Италию, в знаменитый театр Ла-Скала. Оттуда Анатолий возвратился выдающимся представителем мирового оперного искусства. Его признал весь мир.

Анатолий Борисович не забывал родной институт. Он часто его посещал, продолжал дружбу с сотрудниками кафедры. Будучи на гастролях в Донецке, всегда приглашал их на свои спектакли и концерты. Последний раз великий маэстро пел в актовом зале нашего университета на концерте, посвященном 75-летию вуза".

С.А. Жеданов, проректор ДПИ

"В целях дальнейшего улучшения подготовки специалистов путем внедрения технических средств обучения студентов при Донецком политехническом институте организовать учебный телецентр. Телецентр должен включать аппаратную, две студии -микрофонную и киноаппаратную, - шесть студенческих аудиторий, специально оборудованных для просмотра телепередач и прослушивания сопроводительных текстов". Это выписка из приказа по ДПИ, изданного на основании указания Министерства высшего и среднего специального образования Украины.

Уже весной 1969 г. было приобретено оборудование стоимостью 22 тысячи рублей. Были выделены необходимые помещения, в которых разместились телецентр и аудитории с телевизорами.

Телецентр и аудитории для прослушивания имели так называемую обратную связь: студенты могли задавать преподавателю вопросы и тут же получать на них ответы. К чтению лекций привлекали наиболее квалифицированных преподавателей по таким предметам, как математика, физика, начертательная геометрия, сопротивление материалов, теоретическая механика, детали машин. Использование лекторами наглядных пособий, кино- и диафильмов, различных экспериментальных данных позволило делать лекции более доступными, понятными и увлекательными".

А.Ю.Макеев, профессор
В.И. Лавренчук, выпускник ДПИ

"На дворе стоял все тот же четвертичный период, но не просто верхний карбон, а уже 1969 год прошлого века. Светило солнце, звенели бутылки в авоськах кон-тингента, выходившего из гастронома напротив, лихо свистел инспектор ГАИ на перекрестке, истерически визжала секретарша в деканате, хохотали студенты на лекции юного ассистента, а в редакции…

А в редакции "Советский студент" (редакция есть, газета есть, но название сменили) выпускающий редактор готовил передовицу насчет очередного, внеочередного, и, как тогда думали, исторического съезда. Студенческие корреспонденты выклянчивали задания написать о своем самом замечательном на свете декане (приближалась сессия). И не замечали в редакционной толчее, как в пыльном углу за шкафом свершалось великое таинство, и, спустя непродолжительное время, все увидели, как на свет пришло дитя любви к газетному слову, к юмору, к веселью, для которого тогда наша планета была все так же мало оборудована.

В газете появилась страница юмора, которой была суждена жизнь длиною в двадцать лет, со взлетами - до почетного диплома "Комсомольской правды", как лучшей странице в тогдашнем СССР, и падениями до кризиса жанра, с вызовами главного редактора в партком. Называлась страничка "Рожки и ножки" (сокращенно "РиН") и стала популярной до такой степени, что авторы ее стали с юношеской самонадеянностью утверждать, что при газете, для удобства студентов, специально организован политехнический институт.

Страницу признали, ее ждали, читали, смеялись. К ней потянулись. К двум студентам-энтузиастам Олегу Мирончаку и Сергею Омельяновичу пришел коллектив авторов. Пришли в газету и мы, авторы этих строк Виктор Лавренчук и Александр Макеев, еще не зная, что на долгие и так быстро пролетевшие 30 лет…".

Л. КОВАЛЕВА,
зав. музеем истории ДонНТУ
(по материалам музея)


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2011