Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.

ЗАДАЧИ СЛОЖНЫЕ, НО РЕШАЕМЫЕ

Уже 59 лет наш вуз ведет подготовку специалистов для зарубежных стран. До 90-х годов численность иностранных студентов достигала 750 человек. Сейчас в ДонНТУих обучается значительно меньше - всего 263. Поэтому перед соответствующими службами и учебными подразделениями вуза ректор поставил задачу существенно увеличить набор иностранных граждан на обучение в ДонНТУ и в перспективе довести их численность до 1000 человек. Координатором этой работы стал Институт международного сотрудничества. Его директору И.П.НАВКЕ редакция и адресует свои вопросы.

- Илья Павлович , скажите, пожалуйста, чем вызвана необходимость привлечения на обучение в ДонНТУ как можно большего числа иностранных студентов?

- Я думаю, целым рядом объективных факторов. Один из них, и пожалуй, определяющий - демографическая ситуация в нашей стране. Наш вуз по-прежнему является достаточно привлекательным для граждан Украины, но проблема в то , что для реализации своего мощного образовательного потенциала ДонНТУ, как и ногие другие вузы, испытывает затруднения с набором студентов. Поэтому надо вести поиск абитуриентов за пределами своей страны.

Второй фактор чисто прагматический - иностранные студенты платят за обучение в два раза больше, чем украинские.

Нельзя не учитывать еще одно обстоятельство, на первый взгляд кажущееся косвенным , но на самом деле очень весомое. Это глобализация всех процессов, в том числе образовательных. Так сложилось, что сегодня Украина могла бы претендовать на роль одного из центров подготовки инженерных кадров в европейском и, может быть, даже планетарном масштабах. В мире произошел цивилизационный сбой - большинство молодых людей при выборе профессии предпочитают гуманитарную направленность - юрист, экономист, журналист и т. д. В этой связи приведу цитату из книги Барака Обамы. Еще в 2006- году после его избрания сенатором Конгресса США, формулируя свое политическое кредо, Обама сказал: «Я хотел бы, чтобы у нас стало больше инженеров и меньше юристов», хотя сам получил юридическое образование.

- И что же в условиях тотального снижения популярности технических специальностей может сделать наш вуз?

- Гораздо активнее работать на международной арене по пропаганде своих образовательных услуг. Мы, начиная с марта, развернули широкую рекламную кампанию по набору первокурсников-иностранцев, разослав информацию в консульства и посольства многих стран мира, наладили более тесные контакты с рекрутерами, ищем выходы в зарубежные региональные средства массовой информации, задействуем личные связи с партнерами по сотрудничеству и др. Призываю всех коллег активизировать эту работу, обеспечивая тем самым задел для своего успешного будущего и для дальнейшего успешного развития университета.

Кроме традиционной формы подготовки иностранных студентов, которая после окончания ими подготовительного отделения ведется на русском языке, сейчас мы предлагав обучение и на английском . Если сегодня подготовку бакалавров и магистров на английском языке осуществляют две кафедры, то уже в следующем учебном году их станет больше. Преподаватели еще шести кафедр -прикладной математики и информатики, автоматизированных систе управления, экономической теории и государственного управления, автоматики и телекомуникаций, геоинформатики и геодезии, полезных ископаемых и экогеологии - имеют достаточный опыт и потенциал, чтобы основной курс лекций читать на английско языке. Серьезно этой проблемой занялись механики.

Параллельно с английским будем дальше развивать французское направление. В университете работает порядка 50 преподавателей, имеющих опыт преподавания на французском языке. На французском техническом факультете есть группы, в которых обучаются по шесть-семь человек, что экономически нецелесообразно. Поэтому поставлена задача поиска иностранных студентов, которые могли бы обучаться на французском языке.

Должен сказать, что кафедр, желающих включиться в такую работу, становится все больше, и это радует.

- Заработала система стимулов?

- Пока еще нет. Думаю, это продиктовано здоровым интересом и пониманием сложившейся ситуации. Главным же стимулом для всех думающих о будущем преподавателей должно стать создание для самих же себя рабочих мест. На многих кафедрах такая проблема уже встала со всей остротой.

- Эта работа будет, конечно, и стимулироваться. Администрация университета во главе с ректором сейчас активно занимается разработкой стимулов. Уже можно сказать, что все желающие преподаватели смогут бесплатно изучать английский язык на кафедре английского языка. Это будет постоянно действующая система подготовки преподавательских кадров. Во-вторых, персонально для каждого преподавателя и кафедр в целом будут рассматриваться материальные стимулы. Но о них поговорим чуть позже, когда завершится набор на первый курс.

- А сможет ли университет предоставить иностранным студентам надлежащие условия для проживания? Что делается в этом направлении?

- Эта проблема прорабатывается. АХЧ изыскивает возможности освободить часть площадей в наших общежитиях для поселения иностранных студентов, при это , подчеркиваю, никоим образом не ущем ляя интересы проживающих в них украинских студентов.

- Да, задачи не из простых. Но, как говорит наш ректор, деваться некуда. Чтобы выжить и развиваться, надо изыскивать все новые возможности и задействовать накопленный богатый опыт и потенциал ДонНТУ, всегда достойно отвечавшего на вызовы времени.

- Полагаю, ответим достойно.

Беседовала Е. КОВАЛЕНКО


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2013