Научно-методическое обеспечение учебного процесса является важнейшим веном в системе высшего образования. Поэтому в ДонНТУ большое внимание уделяется такой работе и регулярно проводятся научно-методические конференции. 20 февраля состоялась пятая - "Проблемы и пути совершенствования научно-методической и учебно-воспитательной работы в ДонНТУ".
Открывая пленарное заседание, проректор по научно-педагогической работе А.В. Левшов подчеркнул, что качество образования традиционно связывается с обеспечением общества высококвалифицированными специалистами. Переосмысление содержания учебных планов и программ обучения диктуется появлением государственных образовательных стандартов нового поколения, которые повышают, с одной стороны, ответственность вузов за программы обучения, а с другой - предоставляя во можзность самостоятельно разрабатывать рабочие программы, начительно расширяют требования к организационно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов. В этих условиях преподаватель всё больше выступает не только как специалист в области той или иной науки, но и как профессионал в деле организации образовательного процесса. Одно и проявлений этого - свободное и продуманное использование различных средств и методов обучения в соответствии с характером и учаемого материала, особенностями обучаемых, целями каждого вида учебной работы.
В связи с этим существенно повышается роль научно-методической работы как в вузе в целом, так и в отдельных его подразделениях, на факультетах и кафедрах.
А.В. Левшов отметил, что основными задачами, которые должны решаться при организации научно-методической работы, являются:
- поиск путей интенсификации учебного процесса;
- обеспечение логического и дидактического единства учебного процесса, оптимизация содержания учебных дисциплин с обоснованным соотношением теоретического курса и практических занятий;
- и учение и распространение методов повышения эффективности индивидуальной творческой работы студентов, ее рациональной организации, планирования и контроля;
- обеспечение методического руководства подготовкой учебной и учебно-методической литературы, оснащения учебного процесса учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения;
- усиление планомерности и целенаправленности методической работы преподавателей, повышение ее роли в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;
- организация и проведение поэтапной аттестации студентов (на всех этапах обчучения) и выпускников;- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавателей.
Оргкомитет конференции вынес на рассмотрение пленарного заседания доклады, охватывающие разные стороны научно-методической и учебно-воспитательной работы в вузе.
В числе докладчиков были начальник ОВД С.Г. Джура, доцент кафедры геоинформатики и геодезии Е.И. Митрофанова, ав.кафедрой ГЗТиЛ В.П. Кондрахин, профессор кафедры физики А.Ф. Волков и преподаватель кафедры вычислительной математики и программирования Л.В. Славинская. Они познакомили присутствующих с перспективами и возможными проблемами в реализации программы «1000» через гранты и внебюджетное финансирование; результатами внедрения в учебный процесс международного проекта Темпус LAGOS; возможностью подготовки бакалавров по направлению «Машиностроение» на английском языке; психологическими особенностями современных студентов; опытом применения дистанционного образования.
Все доклады вызвали неподдельный интерес. После пленарного заседания конференция продолжила работу в трех секциях: «Основные направления повышения качества образовательных услуг» (председатель профессор Г.Г. Левченко); «Инновационные и информационные технологии
обучения» (председатель профессор Т.А. Мачай); «Совершенствование учебного процесса и его методического обеспечения» (председатель профессор СВ. Борщевский).
В их работе участвовали 136 человек, с докладами выступили 38.
В ходе состоявшихся обсуждений были высказаны предложения по повышению уровня и эффективности научно-методической и учебно-воспитательной работы в университете. В их числе:
- разработка и использование путей интенсификации учебного процесса на
основе комплексного использования новых информационных технологий, передовых методов, организационных форм и средств обучения;
- устранение дублирования учебно-программного
материала, обеспечение его
преемственности и непрерывности с позиции формирования профессиональных знаний, навыков и умений выпускников;
- интеграция учебного
процесса с наукой и производством с учетом региональной компоненты
образования;
- дальнейшее совершенствование методического руководства самостоятельной работой студентов, разработка рациональных форм ее планирования, организации и контроля.
А. РЯЗАНОВ,
начальник отдела
учебно-методической
работы
|