Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.

Сами сделаем или японцев позовем?

Ответ на этот вопрос у доцента кафедры «Технология машиностроения» Е. А. Буленкова однозначный - сами сделаем. Не хуже японских характеристики у разработанной им автоматический роторной линии по производству крепежного материала. Именно эта разработка стала основой его кандидатской диссертации, а еще именно она помогла ему завоевать звание лауреата конкурса "Лучший молодой ученый Донецкой области".

Вспомните, каким представлялось нам "японское чудо" в кадрах кинохроники. Полностью автоматизированный цех, где работают роботы или какие-то другие машины, вокруг ни души, и даже из экономии в нем выключен свет. У Буленкова его линия не хуже. То же отсутствие рабочих, та же автоматизация, при этом линия способна делать сразу до 24 типоразмеров изделий, а уж свет хочешь включай, а хочешь из экономии, как японцы, выключи. И никакое это не чудо, ни японское, ни чье-то другое. Это целый раздел в науке, посвященный созданию и внедрению безлюдных технологий и систем непрерывного действия. Ведет этот раздел и Донецкий национальный технический университет, который, как один из старейших и авторитетнейших вузов Украины, конечно же, не мог не развивать это важное направление.

Под руководством своего наставника доктора технических наук, профессора А. Н. Михайлова Буленков сосредоточился на создании роторной системы по производству крепежного материала. Крепежный материал - казалось бы, эка невидаль, а как до дела доходит, так выясняется, что без него ни шахтер, ни машиностроитель, ни приборостроитель шагу ступить не могут. Одних винтов, например, они, бывает, до тонны закупают, рассчитываясь за них звонкой монетой.

Да только накладно это - закупать на стороне крепеж. Вот и стали заводы, в том числе и донецкие, делать его сами, закупив специальные установки. И все бы хорошо, если бы эти самые установки каждый раз не приходилось перенастраивать с одного изделия на другое. Свое решение этой проблемы и предложил Е.А. Буленков. Сегодня он готов промышленникам выдать разработку собственной роторной линии, способной в безлюдном режиме делать тот же крепеж сразу по 24 типоразмерам. На одну из пяти машин молодой ученый даже патент Украины получил. В целом же линия и с термообработкой изделий, и с комплексной механизацией вполне гарантирует и высокую производительность, и безусловное качество продукции.

Не очень-то надеясь на положительный ответ, спрашиваю, можно ли его линию увидеть в металле? Типичная картина - нет такой линии в металле. Украинским предприятиям куда сподручнее купить ее за рубежом. С нашим изобретением намучишься, утрясая и согласовывая да выбивая массу всяких разрешений

- А кроме того, разработок отечественных ученых промышленники часто просто не знают. Наука и производство идут, как корабли в море, параллельным курсом, не пересекаясь друг с другом. Вот почему про японское чудо у нас знают больше, чем про работы отечественных авторов. Бывает, до курьезов доходит: покупает промышленник нечто иностранное, привозит домой, а это оказывается наша же разработка, причем ее создатели в институте через дорогу работают. Конфуз, да и только.

Николай КОРСУНЬ


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2014