Мы продолжаем публикацию материала
об Александре Павловиче ЛЯШКО
авторов-составителей профессора
С. ЕРОНЬКО, завкафедрой МОЗЧМ, и
С. АВВАКУМОВА, ученого секретаря ДонНТУ. В нем приведены автобиографические
данные нашего выдающегося выпускника, отрывки из его книг, короткие
комментарии авторов статьи.
Попытка в 1935 году после окончания
с отличием техникума поступить в МВТУ им. Баумана наткнулась на социальные
и материальные трудности. Принимали
без экзаменов, но общежитие не гарантировали. Жилье, кроме как на окраинах Москвы, откуда до института в один конец не менее двух часов езды, подыскать не удалось. Расчет на помощь семьи не оправдался.
Александр в облбытавтотрансе
взял направление на Кадиевский коксохимзавод (г. Стаханов) и через три дня был уже оформлен механиком – заместителем
начальника автобазы. Так в 19 лет он попал на первую
руководящую должность, а через полгода был назначен уже начальником автобазы. Вот как он сам вспоминает об этом: «Причиной назначения столь юного начальника послужило
то, что мне удалось в короткий срок установить порядок в эксплуатации и системе планово-предупредительных ремонтов автомобилей,
раньше они здесь не соблюдались…, неплохой теоретической подготовкой и общением с рабочей средой. Это и работа
в мастерской учеником слесаря, и работа
в ремонтной бригаде полноправным
ее членом во время прохождения производственной практики». Затем по запросу облдортранса А.П. Ляшко стал работать преподавателем специальных дисциплин во вновь организованной в
г. Артемовске областной школе автомехаников
с 10-месячным сроком обучения.
Там же в дальнейшем работал заведующим
учебной частью. Через год работы он взял в августе 1937 года двухнедельный
отпуск и поехал поступать в Донецкий индустриальный институт. За 9 дней сдал шесть экзаменов и стал студентом.
А вот что А.П. Ляшко писал об учебе, обстановке в стране, репрессиях 1937 года, которым дал свою оценку:
«Первый курс учебы проходил на общетехническом факультете. Студенты,
еще не определив специализации, слушали
лекции по общеобразовательным дисциплинам. Учеба началась для меня не без трудностей. Сказывались длительный
перерыв после техникума и поспешная
подготовка к вступлению в вуз. Я чувствовал, что у пришедших со мной в институт выпускников десятилеток подготовка лучше. И поэтому мне надо много упорно работать. В общежитии, в комнате, где стояли три койки и один общий стол, обстановка не располагала к систематическим занятиям, особенно когда приходили ребята из соседних комнат.
Поэтому я взял за правило работать в библиотеке… Не позволял себе сходить в кино или парк, но все равно экзамены за первый семестр сдал только на «удовлетворительно
».
А вот за второй те же предметы сдавал на «отлично». Хотя это было непросто: ведь преподаватель прежде
чем поставит оценку, посмотрит –
а какая была в прошлом семестре. Следовали
дополнительные вопросы, еще и еще. Наконец недоверие проходило. Это самый трудный, переломный момент в учебе, когда студент, много поработав, переходит в новое качество, убедив в справедливости перехода самого профессора.
В будущем при приеме (а мне придется работать преподавателем в военном училище) я сам всегда учитывал
возможность резкого скачка в уровне знаний…
…После каждой практики за счет каникул оставался работать на заводе в какой-либо бригаде. Это давало дополнительный
заработок, я глубже изучал весь комплекс сложного современного оборудования металлургического завода.
Овладение такой сложной специальностью,
как инженер металлург-механик
(а я ее себе выбрал) было не всем под силу. Это было заметно по отсеву студентов, не выдерживающих нагрузок
по спецдисциплинам и многочисленным
курсовым проектам.
Но мне этот период учебы давался легче – сказывались навыки, полученные в техникуме. После работы в бригаде, пообедав, я приходил в какой-либо цех и занимался техническим рисованием. Изображал в деталях все механизмы в специальной тетради, одновременно наблюдал их взаимодействие…».
Описывая годы репрессий 1937-38 го-
дов, Александр Павлович особо «отмечает
» деятельность следственной комиссии во главе с Кагановичем, получившей
особые полномочия в проведении
чисток от Сталина.
«…За этим последовала гибель десятков
тысяч невинных людей… Трудно сейчас представить, с какой тревогой люди, а молодежь в особенности,
воспринимали ежедневные сведения, передаваемые из уст в уста, об арестах всем известных
руководителей: секретарей
обкомов, председателей облисполкомов, директоров, главных инженеров шахт и заводов,
начальников железных дорог и отделений. Сколько их, не знал никто. Все чувствовали себя словно в осажденном лагере,
нашпигованном шпионами и вредителями. Но чистка заканчивалась.
Стала падать добыча
угля. И тогда Каганович решил заполнить образовавшуюся кадровую
брешь за счет досрочного выпуска студентов горного факультета нашего института (не знаю, может, и других) –
без защиты дипломов. Парни, только что перешедшие на пятый курс, назначались
главными инженерами. А у кого был хоть какой-то производственный опыт – директорами шахт…».
Весной 1938 года институт посетил
Никита Сергеевич Хрущев (тогда первый секретарь ЦК КП(б) Украины, ранее обучавшийся здесь на рабфаке). Строки из его выступления: «…Вот ваш институт, убедился, получил хорошее развитие. Неплохая лабораторная база. Прекрасные учебные корпуса. Да вам бы многие позавидовали! Поэтому советское
государство вправе рассчитывать
на высокое качество выпускников такого института».
(Продолжение
в следующем номере газеты)
Электронные копии книг А.П. Ляшко
находятся на сайте Ассоциации выпускников ДонНТУ:
http://alumni.donntu.ru/book.html.
|