Творчество, в том числе и в контексте изучения иностранных языков, которое развивается в учебной аудитории, - это одна из важных профессиональных компетенций нового поколения молодых специалистов, способных нестандартно
мыслить и находить оригинальные инновационные подходы в решении сложных инженерных проблем.
С декабря 2008 г. в Киеве по инициативе господина Мишеля Максимовича, атташе по вопросам сотрудничества в области французского языка Посольства Франции в Украине, проводится методический семинар для
преподавателей французского языка, работающих в неязыковых вузах. Одна из главных его целей - учесть опыт вузов Украины неязыкового профиля в обучении студентов языку в реальных условиях и максимально эффективно использовать
его в разработке программы, в которой четко обозначена прогрессия студентов в его освоении. Сейчас речь идет о том, чтобы студенты неязыковых вузов могли в течение первых 3 лет учебы в вузе достичь уровня языковой подготовки
В2 в соответствии с документом Совета Европы "Cadre europen commun de reference pour les langues " (В2 -уровень независимого пользователя, позволяющий иностранным студентам учиться во французских вузах). Опыт ФТФ ДонНТУ
также был полезен в этой работе.
По приглашению Посольства семинар в Киеве проводит мадам Марьян Готье, директор образовательного агентства Atalante Innovatons (Франция). Деятельность Atalante Innovatons направлена на развитие
образования и педагогических ресурсов для профессионалов, работающих в сфере образования, связанной с обучением французскому языку как иностранному и как второму языку. Психология обучаемого иностранному языку и инновационная
методика обучения - вот то единство, которое нужно учитывать для успешной работы.
Доверие к Atalante Innovatons проявили очень многие страны. Это свидетельствует о том, что предлагаемые образовательные программы, направленные на инновационное обогащение педагогической практики
преподавателей французского языка, пользуются спросом на разных континентах.
Мадам Готье нанесла визит в ДонНТУ, чтобы посмотреть, как реализуется на практике программа, какие есть сложности. Она посетила занятия преподавателей кафедры французского языка Воскобойниковой Н.П.,
Хоменко В.В., Ковалевой Т.А. и преподавателя-стажера из Франции Ионелы Годфруа. Каждое из них проходило в обычном рабочем ритме и отражало повседневную работу педагогов и студентов.
Остановлюсь несколько подробнее на занятии в моей группе ЭКМ-08ф, которое с согласия студенток было снято французским специалистом на кинокамеру - впервые за всю историю ФТФ. Для всех, кто целую пару
находился под ее неустанным "оком", это было напряженным психологическим испытанием (не каждый день урок проходит в присутствии настоящей француженки, да еще при включенной кинокамере!).
Занятие проходило в виде конференции, на которой будущие экологи учились выступать перед аудиторией, аргументировать свои тезисы, вести диалог, слушать друг друга, участвовать в дискуссии, быть экспертами
в той или иной области в соответствии с конкретной ситуацией, что пригодится им в профессиональной жизни.
Много было спонтанных ситуаций, которые возникали по ходу занятия порой из одной реплики или комментария. Студентки использовали все средства, лингвистические и нелингвистические, чтобы развить такую
ситуацию и потом как можно естественнее выйти из нее. Забыли слово? Можно попросить кого-то в группе пояснить его значение, проиллюстрировать его, вызвать соответствующую ассоциацию. А на крайний случай есть же словарь под
рукой! Главное, действовать!
Занятие завершилось пресс-конференцией, которая по содержанию вышла за рамки запланированной: настолько к этому располагала атмосфера общения, в которой совершенно естественным было просто поговорить с мадам Готье.
Остается сказать " merci beaucoup" студенткам Э. Костенко, А. Легостаевой, А. Монастыревой, А. Очеретнюк, А. Сухановой, О. Шишовой. Это они выдержали столь серьезную психологическую нагрузку, смогли
сохранить свою естественность и показать свои знания в атмосфере приятного общения на французском языке, атмосфере творчества, которую мы создавали совместно на протяжении всего урока.
Н. ВОСКОБОйНИКОВА, доцент кафедры французского языка
А вот что говорят те, кто творчески работал в необычных условиях этого урока.
Настя Очеретнюк. Наше занятие в форме небольшой конференции было интересным, мы общались исключительно на французском языке. Оно было посвящено воспоминаниям детства. Я рада тому, что на занятии
была мадам Марьян Готье. С ней было интересно общаться.
Алина Суханова. У нас был необычный урок французского: мы общались с однокурсницами, с нашим преподавателем и с мадам Готье. И все это перед кинокамерой. Волновались, конечно. Но к концу урока
камеру уже и не замечали. Кроме приобретения новых навыков, многое узнали друг о друге, о том, какими были в детстве. Я в восторге от того, что мне удалось пообщаться на французском языке со всеми и доказать самой себе, что
я многое могу.
Элина Костенко. Не урок, а масса удовольствия! Мне досталась роль ведущей. Надо было представлять делегатов, программу, давать слово участникам, отвечать на их вопросы. Волновалась - это не то слово!
Но в итоге все прошло хорошо. Нам даже удалось почувствовать себя француженками.
Настя Монастырева. Наш самый прекрасный период жизни - детство - был вынесен на обсуждение. Попробуй ответь на вопросы типа "Почему?" А ведь мы задавали их бесконечно! А сейчас в роли экспертов
пытались на них ответить. Мы думали, высказывали свои мысли… И все это время кинокамера не уставала нас снимать… Интересно, как мы там получились? Надеемся, что мадам Готье нас долго будет помнить. И потом, у нее же остался
фильм о нас!
Настя Легостаева. На нашем уроке-конференции было так интересно слушать друг друга, обмениваться мыслями. Я рада знакомству с мадам Готье. Мы успели с ней пообщаться. И она увезла с собой открытку
с нашими пожеланиями на французском и подписями.
Оксана Шишова. За одно занятие мы успели сделать и узнать столько интересного! Когда что-то действительно интересно, то и кинокамера не мешает. При воспоминании об этом уроке сразу повышается
настроение, хочется улыбаться, учиться, познавать новое...
|