Газета Донецкого национального технического университета
Главная    Подписаться на рассылку    Архив    ДонНТУ     
Донецкий политехник

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ
Главное - любить свое дело

В 2009 году ДонНТУ занял третье место среди украинских технических вузов по качеству подготовки специалистов. Столь высокий рейтинг университета постоянно подтверждают высокие достижения наших преподавателей и студентов в научно-исследовательской работе. Сегодня мы беседуем с очень молодым, но необыкновенно успешным преподавателем - ассистентом кафедры РТЗИ (факультет РТСП) М.В. МИХАЙЛОВЫМ.
Максим Владимирович - гордость университета, у него множество достижений в науке, начиная со ст уденческих лет, о чём говорят 5 патентов на полезную модель и 3 патента на изобретение, дипломы Министерства образования и науки и Высшей аттестационной комиссии. На его счету победы в конкурсах и успешные доклады на конференциях. Молодой учёный представляет ДонНТУ и на международном уровне: в 2009 году рабочая группа с его участием выиграла конкурс проектов "Украина - Китай".
М.В. Михайлов выкроил время и согласился дать интервью нашему студкору Сергею Патрушеву.

- Максим Владимирович для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Я родился в Казахстане. Когда мне было лет 6, семья переехала в Донецк, поэтому могу считать себя коренным дончанином.

Хотя это может немного удивить, скажу честно, в школе учился не очень хорошо. Не любил точные науки, но всегда интересовался техникой, причём любой. Мечтал собрать свою радиостанцию с дальностью вещания около 10 км по линии прямой видимости.

После 9 класса поступил в политехнический техникум на специальность согласно своим интересам - "Автоматизированные системы". Благодаря тому, что специальность нравилась, учился хорошо и закончил его с красным дипломом, который, кстати, был единственным в нашем выпуске.

В 2003 году поступил в ДонНТУ на специальность "Системы управления и автоматики" факультета КИТА. В университете серьёзно взялся за изучение предлагаемого материала.

- Максим Владимирович, младшекурсники обычно не любят такие дисциплины, как математика, физика, инженерная графика. А как Вы относились к ним и что посоветовали бы нынешним студентам?

- Эти предметы очень важны для дальнейшего обучения и становления будущего специалиста. Поэтому первокурсники совершают большую ошибку, рассчитывая на то, что "авось пронесёт". Но даже если и повезет, знания по, казалось бы, "ненужным" предметам понадобятся дальше, уверяю вас. Многие именно на первом курсе узнают, что, например, единица измерения скорости - метр в секунду [м/с], причём метр на секунду не де-лится.…А ведь это надо когда-то узнать!

В вузе я серьёзно относился и к высшей математике, и к физике, и к другим естественнонаучным дисциплинам. Восполнил все пробелы в школьных знаниях. С теплотой, благодарностью и большим уважением отношусь к преподавателю высшей математики профессору Александру Дмитриевичу Петренко.

- Расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша научная деятельность.

- На 2-м курсе познакомился с Владимиром Владимировичем Паслёном, который тогда работал на кафедре АТ и преподавал у нас теорию вероятностей. Он поставил мне техническую задачу и предложил найти её решение. Так появилась моя первая научная работа "Обработка данных траекторных измерений". Она, впоследствии усовершенствованная, была презентована на многочисленных конкурсах в различных городах и университетах. Например, получила дипломы "Лучший проект" на конкурсах проектов "Украинский молодёжный спутник", презентовалась на конференциях, проводимых совместно с Таганрогским радиотехническим университетом.

Хотя это, конечно, не единственная тема, которой я занимаюсь.

- Максим Владимирович, очень немаловажно и отношение к подобной деятельности Ваших товарищей, особенно одногруппников и однокурсников…

- Вы знаете, в университете я почувствовал атмосферу студенческого коллектива, располагающую к работе и, в частности, к хорошей учёбе, стремлению к достижениям и к научной деятельности. Это особенно ощущалось по сравнению с техникумом.

Кстати, с 3 курса обучался в немецкой группе СУА-03н.

- Наверняка успехи обусловлены ещё и тем, что на Вашем пути встретились близкие по духу люди, которые помогли, направили, стали для Вас авторитетом.

- Да, конечно же, и прежде всего я хотел бы выразить признательность и благодарность моему руководителю Владимиру Владимировичу Паслёну. Под его руководством я написал научные работы и продолжаюсвою научную деятельность.

Преподаватель кафедры ЭМиТОЭ В. П. Чорноус также является для меня большим авторитетом. Подкупают его мобильность, желание и стремление совершенствоваться Он одним из первых на кафедре стал применять современное программное обеспечение для решения задач по курсу электротехники.

А вот С.Ф.Суков (кафедра АТ) являет пример строгости, последовательности, чёткости и логичности в изложении материала, чему многим следовало бы у него поучиться.

И, конечно, если говорить о тех, кто меня всегда поддерживает, радуется за меня, помогает, когда нужно, - это моя семья. С недавних пор это уже не только мои родители, но и жена Анна и её семья. По секрету вам скажу, что мне очень повезло с тёщей и тестем, которых я люблю как и своих родителей.

По окончании университета в 2009 году М.В.Михайлов принял предложение работать в ДонНТУ в качестве ассистента. Сейчас он входит в Совет молодых учёных ДонНТУ, в Донецкий областной совет молодых учёных, является ответственным представителем компании Microsof по распространению бесплатного лицензионного программного обеспечения. Он продолжает заниматься наукой и последним его достижением стало очень успешное участие в конкурсе проектов "Украина - Китай".

- В конце 2008-начале 2009г. Минобразования и науки Украины совместно с китайскими партнёрами объявило конкурс на финансирование проекта, который окажется наиболее перспективным. Мы с научным руководителем и рабочей группой решили принять участие и представили две работы: "Обработка избыточной траекторной информации" и "Антенная техника". Проект по обработке выиграл этот конкурс.

- Из Китая, наверное, привезли массу новой информации и новых впечатлений. Что Вас привлекло в этой стране, что заинтересовало, удивило?

- В Китае нас встретили очень доброжелательно, организовали увлекательную экскурсионную программу, благодаря чему мы увидели всю мощь и культуру страны, где научно-технический прогресс в расцвете. Теперь я с полной ответственностью могу назвать Китай одной из самых "европейских" стран, если под "европейской" понимать высочайший уровень инфраструктуры, технического оснащения, культуры.

Приятно удивили, например, вагоны метро, которые обновляются с завидной регулярностью, и троллейбусы, способные двигаться и без контактной сети, то есть так называемые дуобусы!

Но, конечно, основной целью командировки было посещение Чанчуньского научно-технического университета и более близкое знакомство с китайскими коллегами, обсуждение с ними организации совместного сотрудничества, что и было сделано в ходе нашего визита.

Знакомство с университетом оставило также массу приятных впечатлений, особенно поразили комфортом и наличием высококлассного оборудования аудитории для занятий, причём количество установок равно количеству студентов. Кроме того, лабораторное оборудование обновляется не реже, чем раз в 10 лет!

К сожалению, катастрофическое недофинансирование сферы образования в Украине не позволяет отечественным вузам гордиться современной материально-технической базой. А ведь она является определяющим и важнейшим фактором для качественной подготовки специалистов и достижения успехов учёными, в том числе и молодыми!

Максим Владимирович привёл в пример не только Китай, но и другие развитые страны, в которых научные разработки ведутся очень успешно.

- Например, для научных исследований кафедре РТЗИ очень необходима безэховая камера (специально приспособленное помещение для снятия диаграмм направленностей антенн - прим. авт.). Однако оборудование такого помещения - мероприятие дорогостоящее, поэтому нет и такой камеры. Однако и в Китае, или, например, в Германии любой студент, не говоря уже об учёном, может провести исследования антенн с ее помощью. Все проблемы, вытекающие из банального отсутствия средств, естественно, очень сказываются на эффективности научных исследований и разработок.

- Уверен, что с Вами согласятся все, кто испытал на себе плохое финансирование сферы образования Украины…

Максим Владимирович, а какие ещё положительные черты китайской системы образования Вы могли бы отметить?

- Существует система поощрения преподавателей, занимающихся наукой, которая выражается в надбавке к зарплате. Действует программа лояльности по отношению к молодым. Стартовая зарплата ассистента, например, составляет около 250$, им предоставляется многосоциальных льгот (в частности, по оплате жилищно-коммунальных услуг).

В Поднебесной к студентам отношение несколько иное, чем в Украине. Достаточно заметить, что списывание на экзамене - прямой и верный путь к безоговорочному отчислению. Заметно довольно строгое отношение к самому понятию "высшее образование". Подобные особенности приводят к тому, что диплом бакалавра или магистра - это гарантия профессионализма, глубоких теоретических и практических знаний его владельца.

- Максим Владимирович, несмотря на проблемы, которые беспокоят молодого учёного, вы всё же работаете в этой области. Что было и является сейчас стимулом к столь активной научной работе?

- Я чувствую, что нашёл себя и своё любимое занятие. Есть большое желание совершенствоваться, есть огромное стремление к познанию, это и побуждает к активной научной деятельности. К сожалению, приходится работать на энтузиазме… Но есть и просветы - например, благодаря нашему ректору в последнее время успешные молодые учёные стали получать хоть и небольшую, но надбавку к окладу. Однако это, конечно, не может являться основным стимулом.

Всё-таки в Украине действительно очень трудно развиваться. Очень мешает бюрократия, отсутствие интереса к научным разработкам, особенно со стороны государства. Но я не сдаюсь! Я стараюсь, и, конечно же, надеюсь на лучшее.

- А нравится ли работа со студентами в роли ассистента?

- Да, потому что я очень хочу и стараюсь приобщить молодёжь к интересным научным исследованиям. У меня есть достижения в этом плане - совместно со студентами мы уже писали несколько работ. Однако, к сожалению, чаще наблюдаешь, мягко говоря, недобросовестное отношение студентов к учёбе.

- Кем Вы видите себя в будущем: преподавателем, учёным, или, может быть, всё же хотели бы что-то изменить? Связаны ли Ваши планы на будущее с наукой, ДонНТУ? А с Украиной?

- Не могу загадывать на будущее. Жизнь корректирует наши планы и стремления. Однако в ближайшее время вижу себя преподавателем, буду приобщать молодёжь к науке, планирую поступить в аспирантуру. А насчёт планов, связанных с заграницей, ничего определённого пока сказать не могу. Но сейчас серьезно занимаюсь изучением английского языка.

- Чем ещё увлекается молодой учёный помимо научной деятельности?

- Интересуюсь цифровой и компьютерной электроникой. Люблю шахматы. В детстве занимался бегом, очень любил этот вид спорта, однако позже по некоторым обстоятельствам пришлось расстаться с ним.

Максим Владимирович закончил магистратуру в 2009 году. Естественно, что ещё свежи воспоминания о студенческих годах. Поэтому мы попросили его ответить на несколько вопросов, которыми часто задаются студенты.

Максим Владимирович, Вы могли бы определить, какой фактор наиболее влияет на успех, в том числе и на успех в научной деятельности? Многие говорят, что очень важным является прирождённый талант, некоторые опровергают это мнение, говоря об исключительной роли работоспособности человека… А может быть, всё дело в банальном везении?

Я сторонник той идеи, что Бог всех нас создал одинаковыми в плане наделения прирождёнными способностями, в крайнем случае, почти одинаковыми. А везение всё же к общей статистике отношения не имеет. Я считаю, что исключительно важно - это найти сферу своих интересов и заниматься именно этим. Главное - любить своё дело.

Конечно, работоспособность, усидчивость, целеустремлённость и, главное, умение работать самостоятельно - те качества, которые просто необходимы для достижения успеха!

Как Вы считаете, человек способен себя найти в любой сфере деятельности или это чем-либо определяется?

Думаю, что любой человек, а тем более молодой и перспективный, может заинтересоваться практически любым материалом. Решающую роль, по моему мнению, играет способ преподнесения. Определённые люди и обстоятельства способны как заинтересовать наукой, так и вызвать неприязнь к ней. Отсюда, кстати, могу сделать вывод о решающей роли преподавателей и научных руководителей в жизни студента.

Но хочу подчеркнуть, что каждый должен искать себя сам, пробовать, интересоваться. И тогда всё будет получаться.

С чем нужно смириться и чем всё-таки придётся пожертвовать молодым людям, принявшим решение заниматься наукой серьёзно?

Нужно быть готовым к чрезмерной бюрократии в Украине. И смириться с этим. А вот жертвовать придётся свободным временем.

Максим Владимирович, очень благодарю Вас заинтереснейшую беседу и уделённое время. От редакции желаю всяческих успехов!

Беседовал С. ПАТРУШЕВ, студкор


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2010