Современное состояние подготовки горных инженеров в украинских вузах - чрезвычайно важная проблема для перспективы развития горнопромышленного комплекса как основы экономики Украины в целом и сохранения
высшего горного образования в частности. Поэтому простой реализации программ подготовки специалистов по направлению "Горное дело" явно недостаточно. Производство нуждается в специалистах, умеющих вести переговоры, находить
выход из конфликтных ситуаций, принимать нестандартные решения и т.д. В связи с этим решением ученого совета Института горного дела и геологии ДонНТУ в прошлом году на горном факультете (ГФ) была создана внештатная
научно-практическая лаборатория психотрен и нговых технологий.
Мы попросили руководителя лаборатории, доцента кафедры охраны труда и аэрологии ИГДиГ, специалиста в области психологии безопасности Е.Б.Николаева ответить на вопросы редакции.
- Евгений Борисович, как возникла идея создания такой лаборатории?
- Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе весьма сложен, он имеет много аспектов. Все они разворачиваются одно временно, взаимно обуславливая друг друга. Наиболее интенсивно процесс протекает в
первом семестре. Оттого, как быстро пойдет адаптация, насколько легко студент сумеет выработать оптимальный режим учебы и навыки самостоятельной работы, будут во многом зависеть успехи в обучении, науке, подготовке молодого
специалиста. Кроме того, для первокурсников ГФ очень важным в этот период является развитие потребностей социальной сопричастности к шахтерской профессии и ее престижности, формирование горных традиций и подкрепление
профессиональной мотивации к обучению. Помочь им в этом - одна из основных задач нашей лаборатории.
- В аварийности и травматизме на горных предприятиях немаловажна роль человеческого фактора. Даже опытные работники не всегда это понимают. А что вы можете сказать о молодых специалистах?
Статистика травматизма на угольных шахтах свидетельствует, что в системе "человек-техника-подземная среда" человек - наиболее уязвимое звено. Как известно, до 70% всех организационных причин травматизма
связано с проявлением личностных свойств и состоянием исполнителей. Наиболее опасными являются последствия неправильных решений, принимаемых молодыми специалистами.
- В чем же, по вашему мнению, причина этого?
- Не имея опыта в принятии правильных решений, они недостаточно чет-ко представляют себе возможное развитие травмоопасных ситуаций в связи с принимаемыми ими решениями и поэтому часто совершают неадекватные
действия. Одной из причин этого является принципиальное противоречие между имеющейся системой профессиональной подготовки специалистов горных профессий, ориентированной преимущественно на формирование специальных знаний,
алгоритмов решений, отработанных технологий, и отсутствием в обучении образовательных методов, обеспечивающих умение управлять своим поведением.
- Как в Институте горного дела и геологии разрешается это противоречие?
- Горные профессии относятся к наиболее сложным из-за вредных и опасных условий труда, его монотонности и однообразия, постоянного ожидания аварийных ситуаций и т.д. Поэтому крайне необходимо научить
будущих специалистов владеть собой в критических ситуациях, распознавать эмоциональное состояние и побуждающие мотивы как собственного поведения, так и других людей, уметь освобождаться от негативных переживаний.
Поэтому в образовательный процесс подготовки специалистов и магистров по специальности "Охрана труда в горном производстве - ОПГ", которых готовит кафедра "Охрана труда и аэрология" и деятельность которых
зачастую связана с различными внештатными ситуациями, введены курсы по психологии безопасности труда и психоло-гии критических ситуаций.
Для эффективного ведения профилактических мероприятий по охра не труда, предупреждения аварий и травматизма, поиска новых путей психопрофилактики и обеспечения личной безопасности для работников
рискоопасных профессий предназначены специальные тренинги. Такие программы активно используются в подготовке специалистов Польши, Чехии, Германии. К одной из них относится психотренинг "Коммуникация-Стресс-Безопасность"
("К-С-Б"), разработанный в ДЮИ д.пс.н., проф. Лефтеровым ВА В настоящее время наша лаборатория апробирует его к особенностям профессий горного производства, и полученные результаты обнадеживают.
- Евгений Борисович, вы входите в состав Ассоциации психологов Донбасса. Это как-то отражается на деятельности лаборатории?
- Да, я являюсь членом ее правления, что позволяет мне, т.к. лаборатория внештатная и не имеет своих тренеров, приглашать психологов из центров и организаций, входящих в ассоциацию. С несколькими группами
первого курса ГФ - ГС10 был проведен адаптационный тренинг (AT) к обучению в вузе. Первые результаты показали ускорение процессов формирования групповых отношений, улучшилась атмосфера в группе, уменьшилось число лиц с
повышенной тревожностью, повысилась эффективность учебы по сравнению с теми группами, которые этот тренингне проходили, что позволяет рекомендовать AT в практику работы кураторов.
Лаборатория только начинает свою работу, тренинги проходят во внеучебное время, и хочется отметить поддержку и содействие в их организации директора ИГГ проф. Ю.Ф.Булгакова и декана горного факультета
проф. С.В.Подкопаева.
- Как вы знаете, для оказания помощи студентам в процессе личностного самоопределения в университете создана психологическая служба. Как задачи этой службы стыкуются с задачами вашей лаборатории?
- Должен сказать, что перед работниками этой службы поставлен широкий спектр задач по работе со студентами и сотрудниками, о которых сообщалось в предыдущем номере газеты. А перед нашей лабораторией ГФ
стоят четкие задачи по повышению интереса студентов факультета к выбранной профессии, формированию профессионально важных качеств и выработке положительной мотивации к работе на шахте.
Но, несмотря на это, все мы выполняем общую задачу по созданию условий для полноценного развития личности студентов ДонНТУ, что в дальнейшем будет способствовать их профессиональному и жизненному успеху.
|