Газета Донецкого национального технического университета
Главная    Подписаться на рассылку    Архив    ДонНТУ     
Донецкий политехник

СМОГЛИ УВЛЕЧЬ УЧЕБОЙ

Мое знакомство с кафедрой "Основы проектирования машин" началось на втором курсе обучения в ДонНТУ. Моими преподавателями по "Теории механизмов и машин" были Мазуренко В.В. и Пархоменко В.Г. И хотя предмет ТММ среди студентов считается одним из самых сложных, тем не менее преподаватели смогли увлечь нас и подать даже самую сложную информацию в очень доступной форме, что является немаловажным фактором в процессе обучения.

На третьем курсе преподаватели кафедры П.М.Матеко, С.В. Проскуряков, А.В. Лукичев, В.А. Голдобин и С.Л. Сулейманов читали дисциплины "Детали машин", "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения". Любой интересующий нас вопрос объясняли лаконично и доступно, отношение к студентам было всегда внимательное и доброжелательное. Я и многие студенты из моей группы участвовали в олимпиадах, конференциях и конкурсах научных работ, которые проводила кафедра. Это время было самое насыщенное в плане учебной и научно-исследовательской работы, поскольку преподаватели кафедры применяли инновационные модели и технологии обучения общеинженерным дисциплинам, внедренные в учебный процесс заведующим кафедрой ОПМ, проф., д.т.н. Нечепаевым В.Г. Для проведения практических занятий, лабораторных работ и выполнения курсового проекта использовался компьютерный класс с программным обеспечением в среде современных систем проектирования и расчета машин, механизмов и конструкций АРМ WinMachine (Российская Федерация) и MDesign (Германия-Украина). Это давало возможность не только производить сухие математические расчеты, но и увидеть плоды своего конструкторского творчества в реальности - посмотреть работу самостоятельно спроектированного редуктора и, если имелись сбои или погрешности, внести необходимую корректировку в чертеж или расчет. Указанные системы - это наукоемкие инструменты, созданные на базе современных инженерных методик проектирования, передовых численных методов механики, математики и моделирования, гармонично сочетающие опыт поколений конструкторов, инженеров-механиков и других специалистов с возможностями компьютерной техники и технологии.

Особенно нравились всем студентам занятия с применением методов активного обучения, значительно повышающих мотивацию в приобретении знаний. Целью этих методов является не только усвоение научных основ, но и формирование познавательной деятельности, развитие творческих способностей. Значительный интерес вызвало итоговое практическое занятие, которое проводилось в форме олимпиады. Именно в это время я твердо решила, что буду продолжать свое обучение в аспирантуре, поскольку на кафедре познакомилась со своим тогда еще будущим научным руководителем проф., д.т.н. В.П. Онищенко - высокоэрудированным специалистом, замечательным педагогом и одним из ведущих ученых в области машиноведения в Европе.

Внедрение инновационной модели и активных методов обучения в учебный процесс имело реальные практические результаты. Студенты с высоким уровнем знаний занимали призовые места на международных конкурсах. У ранее неуспевающих студентов уровень знаний заметно повысился. Благодаря разработанной Нечепаевым В.Г. инновационной технологии обучения положительный эффект от ее внедрения в учебный процесс отразился и на успеваемости по дисциплинам, которые читали преподаватели других кафедр. Так, в моей группе это был единственный семестр со 100%-й успеваемостью, причем удовлетворительных оценок было намного меньше, чем оценок "хорошо" и "отлично".

Инновационная модель обучения активизирует познавательную деятельность студентов с помощью специально подобранных форм и методов, развивая творческое и аналитическое мышление. Применение инновационной модели обучения в учебном процессе является необходимым направлением для обеспечения высокого уровня подготовки будущих специалистов.

А.КУЗНЕЦОВА,
аспирант кафедры


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2011