Мы продолжаем публикацию материала об Александре Павловиче
ЛЯШКО авторов-составителей профессора С. ЕРОНЬКО, завкафедрой МОЗЧМ, и С. АВВАКУМОВА, ученого секретаря ДонНТУ. В нем приведены автобиографические данные нашего выдающегося выпускника, отрывки из его книг, короткие комментарии авторов статьи.
Первую инженерную работу Александр
Павлович получил и выполнил в научно-исследовательском секторе института. И стал там постоянно подрабатывать.
«Мы в студенческие годы были просто
бедны. Когда одному из парней надо было идти на студгородок мединститута
на первое свидание с приглянувшейся
девушкой, принаряжали его всей группой во все лучшее. Даже деньги на театр собирали. Правда, при этом приговаривали: «Не вздумай, не зная ее аппетита, угощать пирожными
в буфете. Еще раз прочитай «Аристократку
» Зощенко – и в путь! И высоко держи марку «Индуса»»! Индусами нас, студентов индустриального, называли студентки мединститута».
22 июня 1941 г. мирную жизнь нарушила
война. К концу июля группа Ляшко сдала все экзамены за пятый курс. Были получены дипломные задания
и направления на преддипломную практику. «Но в голове роилось совсем другое. С каждой новой сводкой с фронтов
становилось невмоготу работать в библиотеках и лабораториях. Там, на фронтах гибнут наши сверстники, а мы… Решение пришло быстро. Надо вступать в армию добровольно…4 августа
в вестибюле главного корпуса были организованы проводы нашего отряда
добровольцев… Ректор и секретарь парткома выступили с напутственными
словами. Затем цепочкой стали подходить
и пожимать руки профессора и преподаватели, ставшие сейчас особенно
близкими и дорогими, даже те, от которых не одному пришлось иметь неприятности
и обиды, связанные с оценкой
знаний на экзаменах… На вокзале собрались сотни провожающих студентов
и очень мало родителей – только из местных. Остальные не успели бы приехать,
так быстро все произошло».
После окончания в августе 1942 г. 2-го Харьковского танкового училища (в г. Самарканде) А.П. Ляшко получил звание лейтенанта и воевал на фронте командиром танкового взвода на Кубани,
в Ставрополье и Ростовской области.
В 1943 г. был направлен на курсы переподготовки командиров самоходной
артиллерии в Самарканд. С июля 1943 по ноябрь 1945 г. – преподаватель танкового училища в Самарканде.
После армии отказывается от настойчивого
приглашения поступить на учебу
в Академию бронетанковых войск и получает
направление на Новокраматорский
машиностроительный завод.
«Обходя завод, я воочию убеждался,
как скрупулезно выполнялась варварская
директива Гиммлера об уничтожении
Донбасса, везде были видны следы разрушений и пожаров. Тысячи людей работали на разборке завалов, расчистке рабочих площадей, установке
реэвакуированного с востока страны
оборудования. И на ремонте всего, что можно еще пустить в дело. Мне рассказали, что специальные команды немецких подрывников перед отступлением
закладывали заряды под трубы
таким образом, чтобы взорванная у основания тысячетонная громадина падала на здание цеха. Проламывала крышу, уродовала балки и установленные
на них краны, превращая все в невообразимое
месиво».
Александр Павлович оформляется в бюро ремонтов отдела главного механика.
«Лишь через три недели, получая аванс, я узнаю, что попал на самую маленькую,
сторублевую, (в старых деньгах
тысяча) зарплату. То, что предстоит
полуголодное существование, я понял уже на второй день, получив продовольственные карточки. По ним положено было 600 г хлеба в день, полтора
килограмма круп, полкилограмма сахара и пол-литра растительного масла
в месяц... И все же воспоминания о более тяжелых временах в предыдущей жизни, ощущение общего подъема после
Великой Победы не давали права на расслабление. Все преодолеем, все стерпим,
а там заживем жизнью, достойной
человека нашей великой страны
Погрузиться в работу, отдавая все силы, на самых трудных участках – так мне виделся мой долг перед павшими.
И перед нашими детьми и внуками.
Читающий эти строки может сказать,
что это звучит слишком уж высокопарно,
словно в докладе. Но поверьте мне, в то время это был искренний образ
мышления нашего поколения. Нашей державе потребовалось всего пять лет после войны, чтобы выйти на довоенный
уровень промышленного производства,
а по некоторым показателям и превзойти его…».
Непросто складывались отношения
А.П. Ляшко с начальством разного уровня.
В марте 1946 г. он перешел на работу
в механослужбу мартеновского цеха, где добился снижения аварийных простоев
за счет использования системы планово-предупредительных ремонтов оборудования. Его назначают инженером
по оборудованию сталеплавильного
цеха, а через несколько месяцев –
секретарем партийной организации цеха. В конце этого же года избирают в состав
парткома завода. Умение и желание работать с людьми, жизненная закалка, честность, принципиальность и смелость в постановке и отстаивании важных общественных, социальных и производственных
вопросов в большой степени предопределили его судьбу. В 1947 г.
он защищает дипломный проект и переходит
на должность замначальника транспортного цеха. Организовывает реконструкцию
шести трофейных паровозов
(переход с колеи 1435 мм на 1524 мм),
чем резко снижает простои вагонного парка. Уже на новой должности в конце 1951 г. его избирают секретарем парткома
завода, а через две недели – в состав горкома партии и членом бюро.
В 1952-54 гг. Александр Павлович – 1-й секретарь Краматорского горкома КПУ. В 1954-57 гг. – секретарь, 1957-
60 гг. – 2-й секретарь, 1960-63 гг. – 1-й секретарь Донецкого обкома КПУ. Участник XX съезда КПСС. В 1963-66 гг. – секретарь, председатель бюро, 1966-69 гг. – 2-й секретарь ЦК КПУ. В 1969-72 гг. – Председатель Президиума
Верховного Совета УССР и заместитель
Председателя Президиума Верховного Совета СССР (до сентября 1972 г.). С мая 1972 г. по июль 1987 г. – Председатель Совета Министров УССР. В 1986 г. возглавлял Республиканскую правительственную комиссию по ликвидации
последствий аварии на ЧАЭС.
Жизнь Александра Павловича – яркий пример служения своему народу, своему Отечеству.
Электронные копии книг А.П. Ляшко находятся на сайте Ассоциации выпускников ДонНТУ:
http://alumni.donntu.ru/book.html.