(Продолжение. Начало в № 3 за февраль 2016 г.)
ТЕХНИКА
ЕЗДЫ АВТОСТОПОМ
Выбор места для автостопа. Очень важное обстоятельство. В одном случае можно часами ожидать нужной машины,
в другом – уехать достаточно быстро.
При его выборе нужно поставить себя на место водителя: он должен издалека
увидеть «страждущего», иметь возможность затормозить и остановиться
(если, конечно, примет решение взять автостопщика с собой). Водитель, еще до контакта с вами, должен предполагать,
куда вы собираетесь ехать и нужны ли ему как попутчик. Отсюда некоторые рекомендации.
Если выезжаете из крупного города,
то вначале нужно добраться до его окраины, на выезд в направлении своего маршрута. Место для посадки
в машину желательно выбирать на холмистой части автотрассы. В конце подъема машина (особенно грузовая) неизбежно замедляет ход и водителю легче остановиться. На спуске она набирает
большую скорость, и редкий водитель захочет притормозить, чтобы
забрать с собой автостопщика. Неплохая
позиция – находиться в конце правого поворота (при правостороннем движении). В этом случае больше шансов
быть увиденным водителем. Если автостоп не заладится в данном месте, нужно сменить позицию и снова попытаться
уехать.
Жест автостопщика. Традиционный
жест автостопщика: рука (обычно правая) вытянута в сторону, кисть согнута
в кулак, а большой палец поднят
вверх. Такой жест принят в Европе
и большинстве стран мира. Но есть исключения. В Иране, где я побывал уже трижды, он воспринимается как очень неприличный. Когда я узнал об этом, то долго думал, а какой же жест допустим. Как корректно показать водителю,
что ты хочешь уехать вместе с ним. Пробовал на практике разные варианты. Остановился на следующем: правая рука строго вытянута в сторону
(перпендикулярно туловищу), кисть полностью открыта (является продолжением
руки), все пальцы соединены вместе (большой палец НЕ ОТТОПЫРЕН
ВВЕРХ).
Первое общение с водителем. Определяющий эпизод во всей возможной
поездке. Если машина остановилась
около автостопщика, нужно поздороваться с водителем и сразу же
(не влезая в машину – это важно!) объяснить, что ты хочешь ехать автостопом,
то есть бесплатно. Если есть какие-то сомнения, правильно ли понял
тебя водитель, нужно повторно объяснить, каким образом ты собираешься
ехать. Если этого не сделать, то в конце поездки водитель может потребовать
деньги за проезд. И тут уж придется платить – других вариантов нет. Водитель может оказаться таксистом
(например, частником без опознавательных
знаков на авто). Это нужно узнать в первую же минуту общения и вежливо отказаться от поездки. Если водитель не захочет везти вас автостопом,
нужно не обижаться (он вам ничем не обязан), а поблагодарить за то, что остановил машину, и пожелать счастливого
пути. Многие водители – опытные
психологи, будьте искренними
в общении с ними.
Общение с водителем в процессе поездки. Только тогда, когда вы убедитесь,
что водитель согласен везти вас бесплатно, имеете право сесть в машину.
Место обычно указывает водитель. Оказавшись в машине, не считайте, что теперь вы спокойно можете отдыхать. Теперь вы – моральный помощник водителя.
Прежде всего нужно постараться
завести разговор с ним. Узнайте
его имя, ненавязчиво расспросите о поездке. Но не переусердствуйте: если водитель не намерен поддерживать разговор,
оставьте его на некоторое время в покое.
Ночлег автостопщика. Чаще всего он спит в своей палатке. При длительной
совместной поездке водитель может
предложить ночлег в его машине. Вам решать, принимать предложение или нет.
Питание автостопщика. О подборе продуктов надо позаботиться заранее. Часто берут сало, копченую колбасу,
быстрорастворимые лапшу, пюре, каши; разовые пакетики чая, кофе, сладости,
орехи, курагу и пр.
При длительной поездке водитель иногда может предложить разделить
с ним трапезу. Отказываться не нужно, но и напрашиваться тоже.
Общение с местным населением при слабом знании языка. Во многих странах выручит знание хотя бы основ английского языка. В какой-то степени помогут разговорники, но слишком надеяться
на них не стоит: может подвести
произношение (по транскрипции) незнакомых слов. Конечно же, поможет наличие смартфона с встроенной программой
переводчика.
Конфликтные ситуации. Лучше их не допускать. Если вы будете вести себя недружелюбно по отношению
к водителю, то, скорее всего, быстро окажетесь на обочине дороги. Если все же произошло какое-то недоразумение, например, с местным населением в чужой
стране, то тут нужно понимать, что практически любые разборки (даже
с привлечением местной администрации
и полиции) практически всегда будут
в пользу местных. Этим и руководствуйтесь:
ничего никому доказать вы не сможете.
Заключение. Редко бывает, когда
вы едете исключительно автостопом.
Обычно такие поездки – только часть путешествия. Поэтому, при необходимости,
вам придется пользоваться
и обычным рейсовым транспортом
– автобус, поезд, самолет. При
длительном путешествии автостопные поездки могут чередоваться
с поездками рейсовыми маршрутами. Важный элемент поездки автостопом –
наличие у путешественника свободного
времени. Автостоп и спешка – несовместимы!
Желательно вначале поездить автостопом
по своей стране: сначала на простые короткие маршруты, затем – на более сложные и продолжительные. Наберитесь опыта в совместных поездках
с бывалыми товарищами, ну а уж потом отправляйтесь в свободное плавание,
в том числе и за границу.
(Продолжение в следующем номере)
Подробнее о поездках В.И. Коваленко (под псевдонимом «Kros») можно прочитать на сайте «www.3sea.org.ua».