Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                                                                 ПУТЕШЕСТВИЯ

АВТОСТОПОМ ПО МИРУ? ЭТО РЕАЛЬНО!

        (Продолжение. Начало в № 3 за февраль 2016 г.)
        
       ТЕХНИКА ЕЗДЫ АВТОСТОПОМ
       Выбор места для автостопа. Очень важное обстоятельство. В одном случае можно часами ожидать нужной машины, в другом – уехать достаточно быстро. При его выборе нужно поставить себя на место водителя: он должен издалека увидеть «страждущего», иметь возможность затормозить и остановиться (если, конечно, примет решение взять автостопщика с собой). Водитель, еще до контакта с вами, должен предполагать, куда вы собираетесь ехать и нужны ли ему как попутчик. Отсюда некоторые рекомендации.
       Если выезжаете из крупного города, то вначале нужно добраться до его окраины, на выезд в направлении своего маршрута. Место для посадки в машину желательно выбирать на холмистой части автотрассы. В конце подъема машина (особенно грузовая) неизбежно замедляет ход и водителю легче остановиться. На спуске она набирает большую скорость, и редкий водитель захочет притормозить, чтобы забрать с собой автостопщика. Неплохая позиция – находиться в конце правого поворота (при правостороннем движении). В этом случае больше шансов быть увиденным водителем. Если автостоп не заладится в данном месте, нужно сменить позицию и снова попытаться уехать.
       Жест автостопщика. Традиционный жест автостопщика: рука (обычно правая) вытянута в сторону, кисть согнута в кулак, а большой палец поднят вверх. Такой жест принят в Европе и большинстве стран мира. Но есть исключения. В Иране, где я побывал уже трижды, он воспринимается как очень неприличный. Когда я узнал об этом, то долго думал, а какой же жест допустим. Как корректно показать водителю, что ты хочешь уехать вместе с ним. Пробовал на практике разные варианты. Остановился на следующем: правая рука строго вытянута в сторону (перпендикулярно туловищу), кисть полностью открыта (является продолжением руки), все пальцы соединены вместе (большой палец НЕ ОТТОПЫРЕН ВВЕРХ).
       Первое общение с водителем. Определяющий эпизод во всей возможной поездке. Если машина остановилась около автостопщика, нужно поздороваться с водителем и сразу же (не влезая в машину – это важно!) объяснить, что ты хочешь ехать автостопом, то есть бесплатно. Если есть какие-то сомнения, правильно ли понял тебя водитель, нужно повторно объяснить, каким образом ты собираешься ехать. Если этого не сделать, то в конце поездки водитель может потребовать деньги за проезд. И тут уж придется платить – других вариантов нет. Водитель может оказаться таксистом (например, частником без опознавательных знаков на авто). Это нужно узнать в первую же минуту общения и вежливо отказаться от поездки. Если водитель не захочет везти вас автостопом, нужно не обижаться (он вам ничем не обязан), а поблагодарить за то, что остановил машину, и пожелать счастливого пути. Многие водители – опытные психологи, будьте искренними в общении с ними.
        Общение с водителем в процессе поездки. Только тогда, когда вы убедитесь, что водитель согласен везти вас бесплатно, имеете право сесть в машину. Место обычно указывает водитель. Оказавшись в машине, не считайте, что теперь вы спокойно можете отдыхать. Теперь вы – моральный помощник водителя. Прежде всего нужно постараться завести разговор с ним. Узнайте его имя, ненавязчиво расспросите о поездке. Но не переусердствуйте: если водитель не намерен поддерживать разговор, оставьте его на некоторое время в покое.
        Ночлег автостопщика. Чаще всего он спит в своей палатке. При длительной совместной поездке водитель может предложить ночлег в его машине. Вам решать, принимать предложение или нет.
        Питание автостопщика. О подборе продуктов надо позаботиться заранее. Часто берут сало, копченую колбасу, быстрорастворимые лапшу, пюре, каши; разовые пакетики чая, кофе, сладости, орехи, курагу и пр.
        При длительной поездке водитель иногда может предложить разделить с ним трапезу. Отказываться не нужно, но и напрашиваться тоже.
        Общение с местным населением при слабом знании языка. Во многих странах выручит знание хотя бы основ английского языка. В какой-то степени помогут разговорники, но слишком надеяться на них не стоит: может подвести произношение (по транскрипции) незнакомых слов. Конечно же, поможет наличие смартфона с встроенной программой переводчика.
        Конфликтные ситуации. Лучше их не допускать. Если вы будете вести себя недружелюбно по отношению к водителю, то, скорее всего, быстро окажетесь на обочине дороги. Если все же произошло какое-то недоразумение, например, с местным населением в чужой стране, то тут нужно понимать, что практически любые разборки (даже с привлечением местной администрации и полиции) практически всегда будут в пользу местных. Этим и руководствуйтесь: ничего никому доказать вы не сможете.
        Заключение. Редко бывает, когда вы едете исключительно автостопом. Обычно такие поездки – только часть путешествия. Поэтому, при необходимости, вам придется пользоваться и обычным рейсовым транспортом – автобус, поезд, самолет. При длительном путешествии автостопные поездки могут чередоваться с поездками рейсовыми маршрутами. Важный элемент поездки автостопом – наличие у путешественника свободного времени. Автостоп и спешка – несовместимы!
        Желательно вначале поездить автостопом по своей стране: сначала на простые короткие маршруты, затем – на более сложные и продолжительные. Наберитесь опыта в совместных поездках с бывалыми товарищами, ну а уж потом отправляйтесь в свободное плавание, в том числе и за границу.
        (Продолжение в следующем номере)
        Подробнее о поездках В.И. Коваленко (под псевдонимом «Kros») можно прочитать на сайте «www.3sea.org.ua».


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2015