Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                                                      ТОЧКА ЗРЕНИЯ

МУЛЕН РУЖ
ИЛИ МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ?
(О главной миссии университетов)


      Написать эту заметку нас заставило замечание одного из наших оппонентов, украинского эксперта и политолога Вячеслава Ковтуна, о том, что донецкая молодежь прожигает жизнь в ночных клубах. И, увы, это правда, но, слава Богу, что только отчасти.

ПОЛЕ БИТВЫ –
СЕРДЦА ЛЮДЕЙ

      В последнее время в нашем университете стало нормой (высший шик!) отмечать Дни факультетов в известном ночном клубе (не называем его, чтобы избежать дополнительной рекламы). Знаем, что ряд факультетов ДонНТУ, например, ФКНТ, ЭТФ, отмечают свои традиционные праздники либо в его актовом зале, либо в драматическом театре. Естественно, что уже само место проведения праздника диктует нам и определённые правила поведения. Не секрет, что чаще всего в ночных клубах царит атмосфера, предполагающая более свободную манеру общения, к несчастью, не всегда пристойную. А в нашем вузе этот ночной клуб имеет отличную рекламу: сначала – это объявления, затем – видеосюжеты во весь экран. Так всё ли мы правильно делаем? Но обо всём по порядку.

       У нас сейчас идёт война. Задолго до этих тяжёлых событий мы не раз гово рили в Институте культуры ДонНТУ о коварном плане Аллена Даллеса по моральному разложению молодежи и уничтожению культуры, который, как уже известно, был выполнен до мельайших деталей. Ещё в «оранжевое» время в газете «Вечерний Донецк» была опубликована статья «Мы эмигранты в собственной стране»: http://iic.dgtu. donetsk.ua/russian/ovs/we.jpg (автор - заведующий ОВС доцент С.Г. Джура), где остро ставились многие вопросы культурной политики Украины: почему здесь даже не пытаются найти свою национальную идею, почему за годы независимости Украины только ДонНТУ стал возводить в стране единственную по своей уникальности вузовскую библиотеку, а также многие другие.
        Наши идеологические противники, неспособные уничтожить нас физически, решили идти более изощрённым путём – разрушить культуру. И это делается серьёзно, целенаправленно и, к сожалению, успешно. Незаметно происходила трансформация понятия «культура», которая чаще всего стала ассоциироваться с досугом - и не более того. Высокая одухотворенность и эстетический смысл Культуры всё чаще стали осмеиваться, в некоторых глухих сознаниях Культура перешла в разряд почти маргинального времяпрепровождения. Эталоном стал Мулен Руж! Некоторые сотрудники университета, не говоря уже о студентах, считают известное кабаре, созвучное кварталу красных фонарей и имеющее соответствующую репутацию, заведением культуры (!) Во времена более высокоморальные приличные дамы и джентльмены старались дистанцироваться от такого рода заведений. Репутация и честь дороже!
        С одной стороны – несравненная Майя Плисецкая в образе Китри из балета «Дон Кихот», с другой – танцовщицы из кабаре Мулен Руж с их провоцирующими движениями. Что же перевесит? Конечно же, магия обаяния великой балерины, создавшей неповторимые образы уличной танцовщицы, так как это – величайшее Искусство. Майя Плисецкая была не просто гениальной балериной, она была символом русского балета.
        Главная функция Культуры – дать опыт прохождения непройденных дорог. Так и героини Майи Плисецкой, и персонажи романов Ф.М. Достоевского раскрывают нам упорную внутреннюю борьбу добра и зла: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей".

КУЛЬТУРА – ИММУННАЯ
СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

        Истинная Культура всегда даёт ориентиры и показывает тупики цивилизации. Сегодня возникает непреодолимое желание слово «Культура» всегда писать с большой буквы, именно Культура является своеобразной «иммунной системой» нашего общества: разрушь её – больших бед не оберешься. Люди помнят времена, когда курящая женщина вызывала не просто удивление – это считалось даже неприличным. Сегодня же курение – достаточно распространённая вредная привычка. Вызывают недоумение модные пирсинги и наколки (тату) на теле молодых девушек – это не просто вульгарно, некрасиво – это отличительный признак лиц из мест лишения свободы на молодом красивом теле. Мода носить приспущенные джинсы пришла из американских тюрем как признак однополых меньшинств. А рваные джинсы, стильный аксессуар некоторых девушек, – это знак «ночных бабочек» на дорогах. Молодежь Западной Европы, в большинстве своём, давно отошла от такой моды. Всё это уготовано для стран «третьего мира», куда нас, славян, также относят. Сегодня мы видим пагубные для нас последствия политики Запада. Вовсе не хочется быть непримиримыми моралистами, однако жизненно необходимо подумать о подрастающем поколении, предупредить, защитить от безнравственности и бездуховности, от многочисленных акций, специально продуманной политики по растлению молодежи.
        Но вернёмся к вопросу о ночных клубах. Со слов студентов известного Московского университета международных отношений (МГИМО), на Западе уже давно не модно бывать в игорных заведениях, ночных клубах, а тем более устраивать там студенческие мероприятия. Такое поведение стало признаком дремучего провинциализма и периферийного мышления. Нашим студентам следует заботиться о престиже, имидже и высоком звании выпускника Донецкой политехники, а это определяет соответствующий стиль общения и поведения.

О КУЛЬТУРЕ ЗЕМНОЙ
И КОСМИЧЕСКОЙ

        Так в чём же разница между культурой массовой (досугом) и Культурой с большой буквы? Ответ даёт в предисловии к своей книге «Тайны гениев» Михаил Казиник - скрипач, музыковед, культуролог мирового уровня, писатель, режиссер, профессор Драматического института Стокгольма, ведущий эксперт Нобелевского концерта и необыкновенно эрудированный человек в предисловии к своей книге «Тайны гениев» (к слову, его авторские программы регулярно представляются на заседаниях Института культуры ДонНТУ). Очень рекомендуем ознакомиться с этой книгой, которая размещена в нашей электронной библиотеке: http://www.roerich.com/zip3/taini_geniev.zip. Кстати, в 2008 г. за создание этой библиотеки С.Г. Джура получил диплом Всемирного клуба петербуржцев, который ему вручил в Государственном Эрмитаже России директор музея профессор М.Б. Пиотровский.
        В частности, в предисловии к книге М. Казиник отмечает: «Существует Культура массовая и элитарная. В этом уже нет никаких сомнений.
        Гигантские стадионы, вмещающие десятки тысяч поп-слушателей, и небольшие концертные залы для камерной музыки. Миллионные тиражи комиксов и прекрасные альбомы по изобразительному искусству, цены на которые во всём мире столь высоки, что необходимо очень хорошо понимать их ценность, чтобы позволить себе их купить.
        Но в книге, которая перед вами, я посмею отказаться от этих двух терминов и заменить их другими. Существует Культура земная и космическая. Ведь человек – это космический Дух, помещённый в земное тело. Поэтому цели у земной и космической культуры разные. Цель земной культуры – ублажить земные тела, приковать биологическое тело к земле, до предела насытить потребности этого биологического тела, создав усреднённый образ человекоособи и определить круг её (особи) основных потребностей.
        Представители же космической культуры – Гении – создают величайшие творения, но они не имеют дело с массами. Они догадываются об основном постулате космического Духа. О том, что Человек – уникален, единичен, неповторим. Поэтому космическая культура всегда обращается к ОДНОМУ человеку, к неповторимой и уникальной личности.
        Земная культура не заинтересована в человеке космическом, ибо её интересует не индивидуальность, а всеобщность огромной человеческой биомассы. А ведь человек рождается гениальным. Он – сгусток космической энергии, оказавшийся в земном болоте. И в этом болоте его уже поджидают местные властители. Отныне Человек станет рабом земных конвейеров.
        Для того чтобы этого не произошло, существует космическая культура. Но, увы, невероятно сложно достучаться до громады обманутых, чтобы помочь им не потерять связь с космической колыбелью. На Земле нам всем дан шанс. Это – Духовное излучение Вечности. Той Вечности, от которой мы ежеминутно и ежесекундно отворачиваемся. Вспомним, как точно сказал о человеке Г.Р. Державин: “Я царь – я раб – я червь – я бог!” Здесь – одна из глубоких догадок в истории искусства. Японские искусствоведы считают это стихотворение величайшим творением мировой поэзии. Ведь всё это – от червя до Бога, от раба до царя – о Человеке, о безграничности Его возможностей. Итак, главная тайна и эксперимент Бытия заключается в том, чтобы поместить Дух в тело и дать ему испытательный срок. Именно это имел в виду философ Иммануил Кант, когда сказал, что существуют только две истины: звёздное небо НАД нами и нравственный закон ВНУТРИ нас.
        Но сумеет ли земное тело за каких- нибудь 60-70 лет земной жизни уничтожить космический Дух? В большинстве случаев, как показывает опыт, сумеет. К тому же ему, телу, помогут.
        И всё-таки ужасно хочется отбить как можно большее количество людей у машины уничтожения Духа".

КУЛЬТУРА – ГЛАВНАЯ
МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА

        О том, что первым предназначением университета является культура, отмечал в своей книге «Миссия университета» всемирно известный испанский философ Ортега-И-Гассет (http://www. bsu.by/Cache/pdf/308793.pdf). Он выделил три миссии, из которых вторая и третья – это передача специальности, т.е. обучение, и научная. А первая, по мнению автора, это культурная миссия, без которой вторая и третья бессмысленны, ибо тогда мы плодим технократов и невежд, не знающих, зачем они пришли в этом мир.
        Приглашаем всех заинтересованных на заседания Института культуры ДонНТУ, которые проходят по субботам в Большом актовом зале І учебного корпуса (начало занятий в 15:00). Мы имеем свой видеоканал, который посещают представители 83 стран мира (ttps://www.youtube.com/user/dzhura77). Получаем множество положительных откликов на нашу работу. На наши занятия приходят люди, пытающиеся найти Истину, а проводниками в этих поисках являются эксперты, специалисты в своей области. Мы благодарны за прекрасные фундаментальные выступления наших профессоров А.Я. Аноприенко, Ю.Ф. Булгакова, В.А. Гольцова, В.В. Приседского, Н.П. Рагозина, Э.Г. Куренного, В.П. Кондрахина, А.В. Левшова, В.В. Мирного; ожидается выступление профессора М.П. Зборщика. И этот список открыт – будем рады вашим предложениям.

        Настоящая культура всегда элитарна. И естественно, что у нас никогда не будет ломиться зал от народа (разве что только если снизить планку и пригласить выступить, скажем, Веру Брежневу). Но война со всей строгостью дает понять, что мы должны пройти преображение и стать лучше, и мы надеемся, что все наши студенты – это будущие гении.
        Ждём всех желающих в Институте культуры ДонНТУ (его ещё называют одним из углов золотого треугольника культуры Донецка: оперный театр, филармония и наш Институт культуры).
        Преображая нашу жизнь и освящая её высоким понятием Культуры, мы выполним главную миссию университета, и имя ДонНТУ будет, как и ранее, ассоциироваться с Просвещением, Знанием, Светом.
        Vivat, Cresorat, Glorat, Донецкая Политехника!

Сотрудники
Института культуры ДонНТУ

А всех неравнодушных приглашаем обсудить статью и высказать свою точку зрения на форуме:
http://forum.roerich.info/showpost.php?p=519136&postcount=28
© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2015