Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                                                     ПУТЕШЕСТВИЯ

АВТОСТОПОМ ПО МИРУ? ЭТО РЕАЛЬНО!

КРУГОСВЕТКА И КРУИЗ В АНТАРКТИДУ

        Продолжаем публикацию путевых заметок нашего знаменитого путешественника доцента кафедры «Технология машиностроения» В.И. КОВАЛЕНКО.
        Об Антарктиде я слышал еще в школе, но даже не мечтал там побывать: мне казалось, это то же самое, что стремиться полететь на Луну, то есть совершенно неисполнимо. Но 6 лет назад известный путешественник Леонид Микула предложил мне поучаствовать в его проекте покорения Антарктиды на сконструированном им ковчеге, и возможность побывать там уже не казалась совершенно несбыточной. Однако проект не был реализован – нам удалось добраться с ковчегом лишь до Осло (см. http://3sea.org.ua/forum/ viewtopic.php?t=557&start=0).
        Но мечта-«заноза» побывать в Антарктиде осталась. Потихоньку стал прощупывать пути ее осуществления. Весьма кстати один из моих товарищей по походам подсказал идею кругосветки. Я подумал: а не совместить ли эти два мероприятия в одном проекте. И у меня получилось!
        Кругосветка (в моем исполнении), состоявшаяся в конце декабря 2015 г. - январе 2016 г. – это облет вокруг земного шара по маршруту Москва – Токио – Мехико – Гавана – Буэнос-Айрес – Париж – Москва. В Буэнос-Айресе была запланирована длительная остановка, что позволило совершить круиз в Антарктиду. Путешествие изначально планировалось как кругосветное, и поэтому я оформил единый билет, где были определены даты (и время) вылета из каждого промежуточного пункта; эти условия необходимо было строго соблюдать. Летел все время на восток, навстречу солнцу.
        В этом номере газеты подробнее расскажу о самых ярких впечатлениях от Японии, а в следующих – от Мексики, Кубы и, конечно, от круиза в Антарктиду.
        ЯПОНИЯ. Побывал в трех городах: Синдзюку, Иокогаме и Токио. После прилета остановился в г. Синдзюку. Ночевал в капсульном отеле, пребывание в котором организовано по оригинальному принципу, неизвестному в Европе. Гостиница включает более 2 тысяч номеров, или «капсул», которые представляют собой изолированное помещение размером 1х1х2 м. Там можно только сидеть или лежать. В номере есть электричество и телевизор.
        Заезд в гостиницу возможен только в послеобеденное время. Ночь – пребывание в отеле, утром – обязательный выезд. И так каждый день, даже если хочешь остановиться там на несколько дней (багаж можно оставить на хранение в отеле).
        Токио – столица Японии, её административный, финансовый, культурный, промышленный и политический центр. Официально Токио является не городом, а одной из префектур, точнее, столичным округом. Когда говорят «город Токио», обычно имеют в виду входящие в столичный округ 23 специальных района. Раньше они составляли административную единицу «город Токио», а ныне сами приравнены по статусу к городам - у каждого есть свой мэр и городской совет.
        Недалеко от ж/д вокзала расположен центральный парк с императорским дворцом – главной резиденцией японских императоров. Прекрасен Токио вечером, когда освещенные высотки отражаются в воде.
        Находясь в Японии, невольно отмечаешь какие-то «штрихи», которые характеризуют страну. Бросается в глаза чистота на улицах, хотя «полчищ» уборщиков не заметил. У входа в некоторые престижные магазины (а также у входа в VIP-вагоны поезда) специально нанятый человек приветствует входящих, кланяется, любезно улыбается. Иногда девушки у входа в магазины при этом даже пританцовывают. Не видел (может, не заметил?) никаких культовых сооружений (храмы, церкви) и их служителей. Изредка встречаются бездомные, но нищих (побирушек) не встретил.
        Со стороны видно, что японцы довольны жизнью. Молодые – бегают, ходят парочками. Пенсионеры – сидят на лавочках, ловят рыбу (где есть водоёмы). Мне удалось пообщаться с таким пенсионером на берегу моря в г. Иокогама. Приветливый, любезный. Он пригласил меня (и оплатил входной билет) полюбоваться видом города и порта с вершины очень высокой башни (273 м) «Небесный сад».
        Самым любопытным во всем ме- сячном путешествии стал тот факт, что при перелете из Японии в Мексику день 30 декабря 2015 г. длился 39 (тридцать девять!) часов. Поясню.
        Есть такое понятие, как «линия перемены даты». Она примерно соответствует меридиану 180°, проходящему в основном по океану. При пересечении этой линии (перелете, переходе на судне или даже пешком, например, в Антарктиде) из Восточного в Западное полушарие нужно уменьшить календарное число на единицу. Это общеизвестные факты. А как было на деле?
        Я вылетел из Токио 30 декабря около 16 ч. местного (токийского) времени. Приземлился в Мехико в 03 часа ночи 31 декабря (по времени Токио). В Мехико часы показывали 12 ч. дня …но 30 декабря (здесь как раз сказался эффект линии перемены даты). К этому моменту фактически я прожил уже 24 часа + 3 часа = 27 ч. (по времени Токио). Но так как я снова «вернулся» в 30 декабря в 12 ч. (по времени Мехико), то с этого момента мне предстояло еще прожить 12 ч. до полуночи. Итого, лично для меня день 30 декабря продолжался 27 ч. (в момент приземления в Мехико) плюс 12 ч., которые мне предстояло еще прожить в этот день, то есть 27 плюс 12 = 39 ч. (!)

(Продолжение в следующем номере)

Подробнее о поездках В.И. Коваленко (под псевдонимом «Kros») можно прочитать на сайте «www.3sea.org.ua»

© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2016