На первый взгляд, слушать умеют все, у кого есть уши. Как свидетельствуют исследования психологов, прослушав десятиминутное сообщение, обычный человек запоминает лишь половину того, что было сказано.
А через два дня забывается еще половина информации. Таким образом, в памяти остается только четверть услышанного. Неумение активно слушать является основной причиной неэффективной работы в аудитории. Результаты опроса,
проведенного психологом И.Ахватером среди студентов по поводу мыслей, которые возникают у них во время лекций, следующие: 20% студентов слушают преподавателя внимательно, 20% думают о предстоящем свидании, 20% вдаются в
воспоминания, а остальные мечтают, переживают, волнуются, раздумывают на посторонние темы.
Слушание - это активный процесс, который требует сосредоточенности и внимания. Для того чтобы услышать, нужно быть внимательным - это самое важное в процессе слушания. С помощью небольшого теста
проверьте, насколько внимательны, и сделайте вывод (справа вверху).
Рассматривая причины, которые мешают нам слушать, выделим самые основные. Для того чтобы слушать лектора внимательно, нужно настроиться, приняв рабочую позу. Вспомните, как слушают зрители в театре,
если им неинтересно? Они сидят развалившись, взгляд блуждает по потолку, беседуют с соседом. А если спектакль увлекает? Тогда тело напряжено, слегка наклонено вперед, глаза неотрывно следят за тем, что происходит в зале.
Зрители слушают "всем телом", принимая такую позу непроизвольно. Этим методом можно воспользоваться и сознательно, так как осознание необходимости быть внимательным - эффективный способ повышения восприятия содержания
лекции или другой устной информации.
Это полезно и в случаях, когда лектор говорит тихо, монотонно или недостаточно интересно. Недостаточно эмоциональная и динамичная лекция может вызвать сонливость, особенно если вы накануне не выспались.
В этом случае поможет массаж кончиков пальцев, висков и затылочной зоны (ближе к шее).
Преградой кслушанию лекции можетбытьи предвзятое отношение к предмету. Иногда студенты считают, что определенная учебная дисциплина не имеет практического значения для будущей профессии. Такая установка
сводит на нет процесс активного слушания. Хотя следует помнить, что учебные планы и программы составляются, опираясь на опыт практической деятельности. Да и нередко в целесообразности изучения предмета можно убедиться со
временем, при решении каких-либо практических задач. Еще одной преградой к слушанию лекции может быть субъективное негативное отношение к преподавателю. В таком случае во время лекции целесообразно абстрагироваться от
личности преподавателя и сосредоточиться на том, что он говорит. Существенным фактором является и расстояние от лектора. Для того чтобы слушать лектора и воспринимать услышанное - лучшее место там, где вы не только услышите
каждое слово лектора, но и увидите его мимику. Это улучшает восприятие и понимание услышанной информации. Несмотря на большое желание слушать лектора, нередко не удается усвоить материал из-за непонимания отдельных терминов,
положений, мыслей. В этом случае уместно делать пометки и в конце лекции выяснить непонятные вопросы. Как правило, преподаватели планируют время для ответов на вопросы. Таким образом, главным для того, чтобы слушать и
воспринимать услышанное, является желание слушать и умение сосредоточиться на том, что говорит лектор.
Ю.ЯЩИШИНА, психолог высшей категории
ТЕСТ
Дайте ответ "да" или "нет" на поставленные вопросы.
1. Часто ли попадаете впросак из-за невнимательности?
2. Разыгрывают ли вас друзья по поводу вашей невнимательности?
3. Умеете ли вы заниматься каким-либо делом и одновременно слушать то, о чем говорят вокруг вас?
4. Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи?
5. Смотрите ли вы внимательно по сторонам, когда переходите улицу?
6. Можете ли вы в подробностях вспомнить фильм, который смотрели два дня назад?
7. Злитесь ли вы, когда кто-то отвлекает вас от чтения книги?
8. Проверяете ли вы сдачу в магазине сразу у кассы?
9. Быстро ли вы находите необходимую вещь в квартире?
10. Вздрагиваете ли вы, если кто-то неожиданно зовет вас на улице?
11. Случается ли, что вы одного человека принимаете за другого?
12. Увлекшись разговором, пропускали ли вы нужную вам остановку?
13. Можете ли вы, не задумываясь, назвать даты рождения близких вам людей?
14. Легко ли вы просыпаетесь?
15. Сможете ли вы найти в большом городе без посторонней помощи дом (магазин, учреж-дение), в котором выуже были год назад?
Подсчитайте полученные результаты, поставив себе по одному баллу за положительные ответы на вопросы 2,3,4,5,6,8,9,13,14,15 и за отрицательные ответы на вопросы 1,7,10,11,12.
Если вы набрали свыше 11 баллов - вы очень внимательны и вам можно только позавидовать. Если у вас от 5 до 10 баллов - вы достаточно внимательны, не забываете ничего важного, лишь иногда проявляете
рассеянность. Но в ответственные моменты вы можете сосредоточиться. 4 и менее баллов говорят о том, что вы очень невнимательны. Вам необходимо постоянно тренировать память и воспитывать собранность. Начните работу над собой
с выработки очень важной привычки - не позволяйте себе выполнять любую работу невнимательно!
С помощью теста определите уровень сформированное ваших навыков конспектирования
1. Мой конспект имеет привлекательный внешний вид.
2. Я иногда не могу прочитать в конспекте отдельные слова.
3. Когда я читаю конспект, я не всегда понимаю структуру изложенного материала.
4. При конспектировании я обьмно дословно переписываю фрагменты текста.
5. Мой конспект имеет место (поля) для заметок.
6. Я использую сокращения и специальнь в значки (символы) и всегда могу их расшифровать.
7. Я структурирую текст с помощью схем, таблиц, разноцветных маркеров.
8. Пользуясь конспектом, я не всегда могу воспроизвести содержание законспектированной информации.
9. Как правило, в конспекте я записываю мысли своими словами.
10. Я могу выделить главную мысль в тексте и сокращённо её зафиксировать в конспекте.
Оцените свои результаты, засчитав по 1 баллу за каждый положительный ответ на вопросы 1,5,6,7,9,10 и за каждый отрицательный - на вопросы 2,3,4,8. Если вы набрали от 3 до 5 баллов - вы имеете низкий
уровень навыков конспектирования, ваш конспект мало пригоден для работы на практических занятиях, нужно уделять внимание формированию навыков конспектирования. От 4 до 7 баллов - вы владеете некоторыми навыками
конспектирования, но ваш конспект имеет много недостатков. Начните с устранения наиболее важных недостатков. От 8 до 10 баллов -ваш конспект отвечает всем требованиям конспектирования, но совершенствованию нет предела.
|