Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.
Донецкий политехник

Умеете ли вы слушать лектора?

На первый взгляд, слушать умеют все, у кого есть уши. Как свидетельствуют исследования психологов, прослушав десятиминутное сообщение, обычный человек запоминает лишь половину того, что было сказано. А через два дня забывается еще часть информации. Таким образом, в памяти остается только около четверти от услышанного. Неумение активно слушать является основной причиной неэффективной работы в аудитории. Результаты опроса, проведенного психологом И.Ахватером среди студентов по поводу мыслей, которые возникают у них во время лекций, следующие: 20% студентов слушают преподавателя внимательно, 20% думают о предстоящем свидании, 20% вдаются в воспоминания, а остальные мечтают, переживают, волнуются, раздумывают на посторонние темы.

Слушание - это активный процесс, который требует сосредоточенности и внимания. Для того чтобы услышать, нужно быть внимательным - это самое важное в процессе слушания. С помощью небольшого теста проверьте, насколько внимательны, и сделайте вывод (справа вверху).

Рассматривая причины, которые мешают нам слушать, выделим самые основные. Для того чтобы слушать лектора внимательно, нужно настроиться, приняв рабочую позу. Вспомните, как слушают зрители в театре, если им неинтересно? Они сидят развалившись, взгляд блуждает по потолку, беседуют с соседом. А если спектакль увлекает? Тогда тело напряжено, слегка наклонено вперед, глаза неотрывно следят за тем, что происходит в зале. Зрители слушают "всем телом", принимая такую позу непроизвольно. Этим методом можно воспользоваться и сознательно, так как осознание необходимости быть внимательным - эффективный способ повышения восприятия содержания лекции или другой устной информации.

Это полезно и в случаях, когда лектор говорит тихо, монотонно или недостаточно интересно. Недостаточно эмоциональная и динамичная лекция может вызвать сонливость, особенно если вы накануне не выспались. В этом случае поможет массаж кончиков пальцев, висков и затылочной зоны (ближе к шее).

Преградой к слушанию лекции может быть и предвзятое отношение к предмету. Иногда студенты считают, что определенная учебная дисциплина не имеет практического значения для будущей профессии. Такая установка сводит на нет процесс активного слушания. Хотя следует помнить, что учебные планы и программы составляются, опираясь на опыт практической деятельности. Да и нередко в целесообразности изучения предмета можно убедиться со временем, при решении каких-либо практических задач. Еще одной преградой к слушанию лекции может быть субъективное негативное отношение к преподавателю. В таком случае во время лекции целесообразно абстрагироваться от личности преподавателя и сосредоточиться на том, что он говорит. Существенным фактором является и расстояние от лектора. Для того чтобы слушать лектора и воспринимать услышанное - лучшее место там, где вы не только услышите каждое слово лектора, но и увидите его мимику. Это улучшает восприятие и понимание услышанной информации. Несмотря на большое желание слушать лектора, нередко не удается усвоить материал из-за непонимания отдельных терминов, положений, мыслей. В этом случае уместно делать пометки и в конце лекции выяснить непонятные вопросы. Как правило, преподаватели планируют время для ответов на вопросы. Таким образом, главным для того, чтобы слушать и воспринимать услышанное, является желание слушать и умение сосредоточиться на том, что говорит лектор.

Ю.ЯЩИШИНА,
психолог высшей категории


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2012