В вузе организация учебного процесса осуществляется в следующих
формах:
ЛЕКЦИИ – основная форма проведения учебных занятий в вузе. Тематика курса лекций определяется рабочей
учебной программой. Лектор должен
придерживаться учебной программы,
но при этом он не ограничен в вопросах
трактовки учебного материала, формах
и способах донесения его до студентов.
Так что, уважаемые первокурсники,
будьте бдительны. Ловите каждое слово своего преподавателя и не забывайте
услышанное фиксировать в тетради. Это
вам очень пригодится при подготовке
к экзаменам.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ – на
них студент под руководством преподавателя проводит лично натурные или
имитационные эксперименты или исследования с целью практического подтверждения отдельных теоретических
положений учебной дисциплины, овладения методикой экспериментальных
исследований, приобретения практического опыта работы с лабораторным оборудованием, вычислительной техникой,
измерительной аппаратурой.
Лабораторные занятия включают
проведение текущего контроля подготовленности студентов к конкретной
лабораторной работе. В завершение студент оформляет отчет по ней и защищает
работу перед преподавателем
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ – на
них преподаватель организует детальное рассмотрение отдельных положений учебной дисциплины и формирует
умение и навыки их практического использования путем индивидуального выполнения конкретных заданий. Оценки,
полученные студентами за отдельные
практические занятия, учитываются при
выставлении итоговой оценки по данной
дисциплине.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ – на
них преподаватель организует дискуссию вокруг заранее вынесенных тем, по
которым студенты готовят тезисы выступлений на основе индивидуально выполненных заданий (рефератов). На каждом
занятии преподаватель оценивает качество рефератов, выступлений, активность студента в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию.
КОНСУЛЬТАЦИИ – это форма
учебного занятия, при которой задает вопросы и получает ответы и пояснения не
преподаватель, а студент. Консультация
может быть индивидуальной или проводиться для группы студентов.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ –
это могут быть рефераты, расчетные,
графические, курсовые, дипломные
проекты или работы. Индивидуальные
задания студенты выполняют самостоятельно, с преподавателем лишь консультируются.
КУРСОВЫЕ ПРОЕКТЫ (РАБОТЫ) –
хорошая возможность применения полученных знаний для комплексного решения конкретного задания по специальности. К ним следует подходить серьезно,
т.к. нередко начатое в нем исследование
получает развитие при подготовке дипломного проекта или работы, которыми
и завершается процесс обучения в вузе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СТУДЕНТА является основным способом овладения учебным материалом
в свободное от обязательных занятий
время. Она включает подготовку к лекционным и другим аудиторным занятиям, выполнение индивидуальных
заданий, курсовых проектов и работ,
самостоятельное изучение отдельных
разделов дисциплины. Самостоятельно
изученный материал выносится на итоговый контроль наряду с материалом,
освоенным с помощью преподавателя.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА является обязательным компонентом обучения. Она проводится на предприятиях и в организациях под руководством
преподавателя и соответствующего специалиста.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.
Текущий контроль осуществляется по перечисленным выше видам занятий и работ. Семестровый контроль проводится в
формах семестрового экзамена или зачета
по конкретной учебной дисциплине. Итоговая государственная аттестация в форме государственных экзаменов и защиты
выпускной квалификационной работы
проводится после окончания обучения на
определенном образовательном (квалификационном) уровне или его этапе.
При подготовке материала использовано «Положение об организации
учебного процесса».