"Теория без практики мертва, практика без теории слепа" - был убеждён великий полководец А.Суворов. Эта мудрость предельно лаконично подчёркивает всю важность и необходимость как теории, так и
практической подготовки при обучении чему-либо.
С теоретической подготовкой будущих инженеров в нашем вузе справляются блестяще, что регулярно подтверждают студенты, занимающие призовые места на олимпиадах и конкурсах. С практикой в силу ряда причин
сложностей возникает больше, но она все же имеет место быть. Вот и в минувшем учебном году завершающим его этапом для многих наших политехников стала защита отчёта по производственной либо ознакомительной практике.
Министерство образования и науки в Положении о проведении практики студентов вузов так определяет ее цель: "формирование и развитие у студентов профессионального умения принимать самостоятельные
решения в условиях конкретного производства, овладение методами, формами организации труда, средствами труда в отрасли будущей специальности".
А как сами студенты ДонНТУ, проходившие практику этим летом, оценивают её вклад в свою профессиональную подготовку? Чем она оказалась полезной для будущих специалистов? Достигли ли они целей,
обозначенных профильным министерством и целей, поставленных самостоятельно? Такие вопросы я задал себе сам, а затем другим студентам.
Сергей Патрушев, студент 4 курса ФКИТиА ("Телекоммуникации").
- Я проходил производственную практику на предприятии "ДонбассИнформ-СвязьСервис ("ДИСС"). Задавался целью получить опыт практической работы с оборудованием и освоить технологии телекоммуникаций. К
сожалению, осуществить это почти не удалось. Частично по той причине, что для работы на столь высоком уровне еще не было достаточно знаний. Однако я благодарен администрации "ДИСС" за прекрасную возможность подробно
ознакомиться с деятельностью этого преуспевающего предприятия. Кроме того, нам предоставили возможность изучить уже реализованные проекты.
Хотя я и не принимал участия в работе предприятия, всё равно прохождение практики считаю успешным и полезным, потому что сделал некоторые ценные выводы, обозначил вектор дальнейшего своего становления как специалиста,
пересмотрел приоритеты в своей профессиональной подготовке. Благодаря практике я выяснил, какими знаниями и умениями должен обладать специалист, чтобы быть востребованным, и убедился, что свободное владение английским,
в том числе и техническим, столь же необходимо, как и владение родным языком. Это без преувеличения. Кроме того параллельно с изучением университетской программы нужно получать дополнительные знания по своей специальности.
Ещё очень важное качество специалиста именно по IT - гибкость. Имею в виду способность быстро и эффективно осваивать непрерывно совершенствующуюся технику, программное обеспечение и подходы к решению технических задач.
Только приложив к диплому такие профессиональные качества, молодой специалист может претендовать на высокую оценку его способностей на рынке труда.
Ксения Шатохина, студентка 2 курса ГГФ.
- На мой взгляд, практика студентам просто необходима. Она помогает посмотреть на пройденный материал с практической точки зрения, а это дорогого стоит. Конечно, были проработки, но если ты действительно
хочешь стать первоклассным специалистом, необходимо на своей "шкуре" испытать и понять то, чем будешь заниматься после окончания вуза.
Нас, первокурсников кафедры геоинформатика и геодезия, преподаватели в течение всего учебного года готовили к летней практике, предупреждая, что она будет тяжелой как психологически, так и физически. И они были правы.
Сейчас слово практика у меня ассоциируется с усталостью от ежедневного пребывания на полигоне, радостью от выполненной работы, счастьем, что твои вычисления попадают в допуск или наоборот - досаду за вынужденные повторные
измерения…
На время практики, которая длилась пять недель, весь наш поток был разбит на группы численностью по пять-шесть человек во главе со студентами-бригадирами. Мы работали целыми днями, с раннего утра до восьми-девяти часов
вечера, и естественно, возникали всякие неординарные ситуации и даже конфликты. Но мы учились в любой ситуации брать себя в руки и, несмотря ни на что, работать в команде. Лично для меня это драгоценный опыт.
Эти пять недель мы занимались не только учебой. Как вспомню, когда мы не раз все дружно попадали под дождь, как потом сидели и грелись в беседке, делились своими впечатлениями, шутили и просто рассказывали друг другу
разные истории. Никогда не забуду наши получасовые перерывы, когда мы беззаботно валялись на траве и просто болтали о том о сем, отдыхали, подкреплялись. Получались такие своеобразные пикнички на природе. Было здорово!
Когда бы еще мы могли так сблизиться?! Руководителем практики был многоуважаемый доцент И.В.Мотылев. Он помогал нам во всех начинаниях. От имени студентов приношу ему огромную благодарность за поддержку и знания,
переданные нам.
Дмитрий Малахов, студент 4 курса ЭТФ ("Электротехника и электротехнологии").
- Я проходил практику в листопрокатном цехе Донецкого металлургического завода. Принимал непосредственное участие в плановых ремонтах и тестировании электродвигателей и автоматики, ими управляющей.
Практикой, в общем, доволен. Во-первых, в условиях крупного предприятия наблюдал за деловыми отношениями между сотрудниками типа "начальник - подчинённый" и между равными по должности, за организацией процесса управления,
распределением обязанностей и ответственности. Здесь было чему поучиться, ведь умение находить общий язык с коллегами и работать в команде высоко ценится работодателями.
Во-вторых, получил множество практических знаний и умений по работе с электрооборудованием и автоматикой. Смог применить некоторые теоретические знания из учебной программы. Увидел реальные примеры применения технических
решений и конструкций, которые мы изучали в университете теоретически. Считаю, что в учебном плане на практическую подготовку специалистов отводится недостаточно времени. Кроме всего прочего практика делает процесс обучения
более лёгким, увлекательным и эффективным. Мы применяли бы свои знания на реальных примерах, и поэтому материал запоминался бы намного лучше. Ещё мы сами могли бы определяться, какие знания нам нужны и для чего.
Дмитрий Бойко, студент 4 курса ФМФ ("Металлургия чёрных металлов")
Проходил практику на Донецком электрометаллургическом заводе (ДЭМЗ) в течение трех недель. В производственных помещениях завода находились немного. В основном занимались теорией на территории предприятия.
Учитывая то, что теоретический материал, из учаемый в университете, я усвоил хорошо, практика была для меня почти повторением пройденного. А хотелось бы ближе познакомиться непосредственно с производственным процессом.
Поразила столовая завода. Она, пожалуй, стала самым приятным воспоминанием о практике. Представьте - цены, мягко говоря, очень демократичные. Мороженое по 1 грн 19 коп или компот за 89 коп - о такой роскоши времён СССР
сейчас ходят только добрые воспоминания.
Богдан Борковский, студент 4 курса ФКИТА ("Телекоммуникации")
Практику я проходил в Чехии, куда уже не первый год наших политехников приглашает Технический университет г. Остравы (Острава, кстати, побратим нашего Донецка - прим. вт.) по программе обмена студентами.
Время мы провели просто замечательно, хотя график нашей деятельности был весьма напряжённый. Чешские коллеги принимали нас настолько радушно, что языковой барьер сам собою становился незаметным.
По ходу практики мы посетили города Остраву, Прагу, Опаву, Рожнов, Штрамберг, австрийскую Вену. А одну неделю уделили общению друг с другом и с природой в горах Бескиды.
Новой и интересной информации, привезённой из Чехии, практически бесконечность. Мы узнали много и о стране, и о городах, и о традициях и культуре, и о чешской экономике.
Для нас, политехников из Донецка, провели множество экскурсий по производственным предприятиям, работающим в основном для горной промышленности: завод FE IT (производство передвижного шахтного оборудования), Ганзен
(взрыво-защищённое шахтное оборудование), Горный НИИ г.Острава, угольный холдинг OKD. Посетили и шахту-музей в Остраве, и автомобильный завод "Хюндай", и пивзавод " adegast" и др.
Что касается подготовки по моей специальности, то я очень доволен тем, что узнал много об организации шахтной связи. Причём особо ценным, на мой взгляд, является то, что оборудование и технологии, которые я мог видеть,
самые передовые.
На каждом предприятии нам подробно и наглядно объясняли "что, где и когда", причём подкрепляли слова реальными примерами и даже опытами: например, однажды специально для нас провели имитацию взрыва. Хочется поблагодарить
чехов за такое внимательное отношение к студентам и наш университет за предоставленную возможность пройти такую практику.
Опрос провел С. ПАТРУШЕВ, студкор
|