Газета Донецкого национального технического университета
Главная    Подписаться на рассылку    Архив    ДонНТУ     
Донецкий политехник

ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ
ДонНТУ ЕЕ ОЧЕВИДЦЕВ

И.А. МАтвеев, горный инженер, выпускник ДГИ 1929 г.:

- Первым в Донецком техникуме начал свою деятельность рабочий факультет. Учащиеся, зачисленные на рабфак, в основном были присланы по командировкам партийных и профсоюзных организаций. Одним из них был и я. Весной 1921 г. с направлением, подписанным председателем профкома Донецкого металлургического завода, впервые переступил порог Донецкого техникума. Мне было 25 лет, но за моими плечами были уже десятилетний стаж работы слесарем на металлургическом заводе и фронт гражданской войны. В то время у меня уже была семья, двое детей. Аналогичное положение сложилось и у других студентов. Некоторым из них исполнилось к началу обучения по 35-40 лет. Но бывшие рабочие, крестьяне и вернувшиеся с фронта красноармейцы страстно тянулись к знаниям, их не пугали никакие трудности. У меня сохранился следующий документ, датированный 1922 годом:"ДОНЕЦКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ АРТЕМА АТТЕСТАТ ГЕРОЮ ТРУДА
Выдан сей студенту Донтехнику а т. Матвееву в благодарность за бескорыстную выдающуюся работу по оборудованию и укреплению своего хра а науки.
В период, когда после долгой тяжелой разрухи хозяйственная жизнь страны только начинает возрождаться, т. Матвеев отдает свою посильную по ощь созданию яркого светоча науки и культуры - Донецкого технику а.
Да здравствует славное настоящее и будущее Донтехнику а!
Да здравствуют его лучшие первые пионеры - красные студенты!"

Б.Л. РАДЕВИЧ, преподаватель кафедры иностранных языков ДПИ:

- Как жили первые студенты? Как они трудились? В общежитии, позднее переоборудованном в гараж, проживали почти сто человек. Называлось оно из-за перенаселенности "Ясиноватский вокзал", а позднее, когда в нем возвели перегородки, как на корабле, - "Крейсер". Не было самых простых удобств. Было очень тесно. Под потолком в центре общежития мерцал желтоватый, тусклый огонек лампы. Буквы при таком освещении сливались. Кто-то из студентов предложил остроумный выход: вечером рабфаковцы забирались в лабораторию, включали электрическую дугу и блаженствовали при ее ослепительно ярком свете. Глаза, правда, портились нещадно, но на это никто не обращал внимания. Нельзя было терять драгоценного времени.

В общежитии, при существовавшей тесноте, требовался строгий порядок, иначе заниматься там было бы нельзя. Следили за порядком сами студенты. Петь, играть на музыкальных инструментах разрешалось только по выходным дням до определенного часа.
Засучив рукава, каждый день после занятий студенты по четыре часа трудились на стройке. В 1923-1924 гг. они оборудовали свои учебные мастерские и литейную. Специальных лабораторий почти не существовало. Учебной базой являлись завод и окружающие шахты. На лекциях по горному искусству подчас вертели во все стороны скамейку, чтобы показать залегание пласта в недрах.

М.Ф. ДУБОВИК, один из организаторов Донецкого горного техникума:

- Укомплектование штата преподавателей Донтехникума было непростой задачей. В начале 1921-1922 гг. приступили к работе на подготовительном отделении 17 преподавателей. Взаимопонимание между учащимися и педагогами складывалось далеко не сразу. В отношении рабфаковцев к ним проявлялась некоторая, а иногда даже явная, отчужденность - как к выходцам из "барского сословия".
В укреплении дисциплины в коллективе, его культурном и идеологическом воспитании важную роль имела политико-просветительская работа и хорошо организованная пропаганда коммунистических идей. В совместном труде на уроках и ходе комплектования лабораторий все сближались в едином стремлении налаживания учебного процесса. Одни: учиться, учиться и учиться. Другие: учить, учить и всячески помогать. Так, в преодолении трудовых, бытовых и психологических барьеров складывался единый коллектив техникума.

П. БОГДАНОВ, писатель:

- Обыкновенные листы серой оберточной бумаги... Но они обретали чудодейственную силу, покрывшись колонками печатного текста. С волнением брали студенты Донецкого горного техникума каждый свежий номер своей газеты. Над всей первой страницей были начертаны гордые слова: "Техника и коммунизм". Они стали девизом первых студентов.
Газета издавалась без единого штатного сотрудника. В нее охотно писали сами студенты. Коллективным редактором было партийное бюро.
Выходила газета два раза в месяц, тираж ее зависел от наличия бумаги. Короткие бесхитростные корреспонденции рассказывали о жизни, учении, труде студентов, об их общественных делах, связях с шахтами и заводами, о важнейших политических событиях в стране и за рубежом.
Газету читали не только в техникуме, но и на предприятиях Юзовки. Ее приносили туда студенты. В 20-е годы все студенты были закреплены за шахтами и заводами города. Они выступали в клубах и рабочих общежитиях с докладами, беседами о текущих событиях, интересовались условиями труда и жизни горожан.

Д.Ф. СБЕЖНЕВ, председатель Донецкого городского совета в 1927-1928 гг.:

- В двадцатые годы город быстро разрастался. А трамвая и водопровода не было. От станции до города - а это девять километров - добирались пешком либо на извозчике. Горисполком решил строить водопровод и трамвайную линию. Но в городе не было ни одного инженера и техника, кто смог бы составить проекты. Я пошел в Донтехникум, обратился к секретарю партячейки Никите Хрущеву. Он пригласил В.И.Белова, А.М.Первушина и других преподавателей, а также студентов- активистов. Через две недели проект на строительство электрической железой дороги, так мы тогда называли трамвайную линию, был представлен на утверждение горисполкома и одобрен. Вскоре студенты укладывали шпалы, настилали пути.

Особая проблема была с водой. Ее качали ручными насосами из колодцев в бочки и развозили за плату по домам. Предварительные исследования грунтов дали мрачные выводы: водопровод в условиях города построить невозможно. Профессор Донецкого горного института Алексей Михайлович Первушин настаивал на возможности проведения водопровода, опираясь на тщательное изучение вопроса научным коллективом. Научная проработка этого вопроса помогла осуществить этот замысел.
Правда, средств на сооружение трамвая и водопровода было отпущено мало, и строительство их затянулось. Поэтому его окончание жители Донецка отмечали особенно радостно - пошла вода из шести автоматизированных водозаборных колонок, а по девятикилометровому маршруту от железнодорожной станции в центр города прогромыхали трамвайные вагоны.

Материал подготовила
Л.КОВАЛЕВА, зав. музеем
истории ДонНТУ


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2010