Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.
Донецкий политехник

УКРАИНСКИЙ СОЛОВЕЙ

25 сентября этого года исполнилось бы 80 лет со дня рождения Анатолия Борисовича Соловьяненко (1932-1999 гг.), всемирно известного украинского певца и выдающегося общественного деятеля выпускника ДонНТУ (ДИИ) 1954 года, преподавателя кафедры начертательной геометрии и инженерной графики (1954-1962 гг.), солиста Киевского театра оперы и балета, Народного артиста СССР (1975), лауреата Ленинской премии (1980) и Государственной премии Украинской ССР им. Т.Г. Шевченко (1997), Героя Украины (2008).

Все его регалии, слава, заслуги пришли со временем и не из-за покровительства сильных мира сего, как в нынешнем шоу-бизнесе, а благодаря таланту, трудолюбию, целеустремленности.О А.Б.Соловьяненко написано много книг, статей (часть из них представлена на выставке в научно-технической библиотеке ДонНТУ), создан художественный фильм и несколько документальных. В музее истории ДонНТУ хранятся документы, воспоминания коллег и друзей. На этих материалах и основана статья.

В личном деле, хранящемся в архиве нашего университета, автобиография Соловьяненко:

«Я, Соловьяненко Анатолий Борисович, родился 25 сентября 1932 года в поселке шахты 29 Рутченковского района Донецка в семье рабочего. В 1940 году пошел в школу. В 1941 году вместе с родителями эвакуировался на Урал. Здесь же окончил 6 классов. В 1945 г. вместе с семьей возвратился в Донбасс на старое место жительства. В 1949 году окончил 10 классов средней школы № 139 Буденновского района и в том же году поступил в Донецкий индустриальный институт...».

Хотя еще с детских лет Анатолий очень любил петь, по совету отца, горняка по профессии, выбрал горномеханический факультет Донецкого индустриального института, так в те годы назывался ДонНТУ. Студенческие годы были наполнены кропотливой работой -зачеты, экзамены, чертежи... Учился Анатолий с удовольствием и огромной самоотдачей. Школьный медалист, он и в институте был среди лучших студентов, старостой группы. Студенты индустриального в те годы носили форму, похожую на военную, - черные кители с погонами, с блестящими «золотыми» пуговицами с символикой ДИИ. Как вспоминали его однокурсники, форма очень шла Анатолию, и девушки с других факультетов заглядывались на него. Однокурсницы же с обидой говорили, что его интересуют только учеба да занятия вокалом. А пел он много - ни один из студенческих вечеров в БАЗе первого учебного корпуса, ни один из городских смотров художественной самодеятельности не обходились без Анатолия Соловьяненко. Здесь нужно отдать должное руководству института, которое всячески поддерживало культурно-массовую работу в институте. Созданный студенческий эстрадный оркестр (первый среди вузов Донецка ) был очень популярен в городе и области. Попасть на концерт в БАЗ было нелегко и очень престижно. Благодаря многочисленным гастролям оркестр вскоре приобрел большую известность, стал зарабатывать деньги, на которые купили инструменты, пошили костюмы, приобрели осветительную аппаратуру. В сопровождении оркестра Анатолий пел русские и украинские песни, очень популярные в те годы песни военных лет. Но особо любимой у слушателей была песня «Соловьи», которую публика просила повторить на бис. Судьба словно плела свои таинственные знаки: во-первых, Анатолий родился в год открытия в Донецке оперного театра, который сейчас носит его имя, во-вторых, именно так-«украинским соловьем» станут называть его за рубежом. Здесь же в студенческом оркестре Анатолий выступал с Витольдом Паком. Витольд Витольдович Пак (1935-2002 гг.), один из ярких ученых и личностей в истории нашего университета, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии Украины, в течение многих лет заведовал кафедрой высшей математики. Студенческую дружбу они пронесут через всю жизнь. Витольд Витольдович рассказывал:

«Начальным музыкальным образованием Анатолия стала тысяча уроков вокала, которые он тогда взял у великого маэстро Александра Коробейченко. С этим багажом он, от природы одаренный прекрасным тенором, и был направлен на стажировку в Италию. Произошло это после того, как его лишь однажды услышали на большом отчетном концерте артистов художественной самодеятельности в Киеве».

Дружба Витольда и Анатолия началась с незабываемых уроков Александра Коробейченко и вечеров, проведенных в доме этого разносторонне одаренного человека, гениального педагога и гостеприимного хозяина.

«Александр Николаевич разрешил мне петь раньше, чем Анатолию, что Толика страшно огорчило, - вспоминал Витольд Витольдович. - Но учитель был мудр. Он прекрасно понимал, что я трезво оцениваю свои возможности и буду математиком. А на Анатолия онвозлагал большие надежды. И возлагал оправданно. Я прозанимался у Коробейченко всего два года, певцом, как видите, не стал. Но зато научился у него преподавать... математику - объяснять сложные вещи просто и артистично - преподавателю без этого нельзя. А Толик учился у Александра Николаевича десять лет.

Благодаря нашему учителю и, конечно, себе самому, ему удалось сделать практически невозможное. Во-первых, он превратил имевшиеся у него колебания голоса (это серьезная проблема для оперного певца) в россыпи высоких колокольчиков, по которым ценители оперного искусства мгновенно узнавали "украинскогоо соловья", как его называли за границей, и, во-вторых, сумел изменить свой характер, переломил суть своей натуры. Ведь по природе своей Анатолий был интровертом, что совершенно губительно для актера. Но он смог пересилить себя - стать экстравертом (по крайней мере, на сцене). При этом он всю жизнь оставался человеком целеустремленным, не отступавшим от задуманного. И еще прямым и принципиальным при любых обстоятельствах».

В1954 году Анатолий с отличием окончил институт по специальности горный инженер-механик. Из воспоминаний Л.Т.Прокофьевой, доцента кафедры истории:

«Как выпускнику-отличнику, комиссия по распределению предложила Анатолию учебу в аспирантуре с расчетом на защиту кандидатской диссертации и дальнейшую работу в институте. Но Анатолий отказался, объяснив причину: «Я занимаюсь вокалом, хочу научиться петь». И никакие уговоры не помогли.

Тогда ректор Михаил Антонович Богомолов с сожалением сказал: «Козловский и Лемешев уже немолоды, уйдут на заслуженный отдых, а продолжать их дело комуто нужно.

Может, Анатолий и заменит их. Пока еще наш институт артистов не выпускал».

А будущее сложилось так, что Соловьяненко стал всемирно известным певцом. И в этом ему тоже помог Михаил Антонович. Дело в том, что ректор не хотел отпускать молодого, хорошо подготовленного инженера и предложил ему должность ассистента кафедры начертательной геометрии и инженерной графики. Анатолий принял это предложение и почти десять лет работал на этой кафедре, что давало ему возможность иметь достойную зарплату и брать платные уроки вокала».

Из характеристики, подписанной ректором М.А.Богомоловым:

«За время работы на кафедре начертательной геометрии и графики А.Б. Соловьяненко проявил себя как хороший преподаватель. Упражнения по начертательной геометрии и практические занятия по черчению проводит на должном уровне. Является соавтором альбома по машиностроительному черчению. Участник гостемы кафедры. Является ученым секретарем кафедры. В студенческие годы и будучи преподавателем постоянно участвовал в художественной самодеятельности института, его выступления всегда проходили с большим творческим успехом».

О принципиальности преподавателя Анатолия Соловьяненко ходили легенды. Он никому не делал поблажек.

«После того как он проверял чертежи у студентов, их приходилось перечерчивать, - вспоминал В.В.Пак. -Он вносил свои поправки красными чернилами. Подтереть было уже невозможно - только перечертить. Позже, бывая у него в гостях, я не раз слышал, как жена Анатолия Светлана Дмитриевна, его бывшая студентка, частенько напоминала мужу, что и ее чертежи постигала та же участь. Старательной студентке, а позже тоже сотруднице кафедры, было очень обидно. Он и мне, своему старинному другу, мог высказать буквально все - мягко, но прямо».

Анатолий Борисович пользовался заслуженным уважением на кафедре. В многотиражной газете института «Советский студент» была опубликована заметка коллег по кафедре:

«Увлечение Соловьяненко искусством длительно и неизменно. Увлекаясь сам, он заражал этим других. Прикрепленный к группе строительного факультета как куратор, он смог за четыре года оставить в каждом студенте часть своей любви к искусству. Чрезвычайное трудолюбие, удивительная трудоспособность -вот что бросалось в глаза всем, кто работал рядом с Анатолием Борисовичем. Ни одной минуты, потраченной напрасно, - вот его жизненный девиз».

В 1961 году на торжественном концерте по случаю 40-летия со дня создания первого в Донбассе высшего учебного заведения - Донецкого политехнического института - блестяще выступил преподаватель Анатолий Соловьяненко. В январе 1962 года в Донецкой области проводились смотры художественной самодеятельности для участия в отчетном концерте в Киеве. Соловьяненко достойно представил ДПИ, и был включен в большую группу самодеятельных артистов для поездки в Киев.

Выступление в Октябрьском зале стало для Анатолия рубежом, за которым останутся институт, преподавание, Донецк. Исполненные им арии из оперы «Аида» Верди и «Паяцы» Леонкавалло имели столь оглушительный успех, что уже на следующий день ему предложили стать стажером Киевского театра оперы и балета.

А через несколько дней его вызвали в Москву — принять участие в концерте, посвященном съезду профсоюзов СССР. Тогда же в Москве проходил отборочный тур молодых вокалистов для поездки в Италию. В комиссии заметили украинского тенора, и он поехал на стажировку в Италию. Преподаватель начертательной геометрии пел в миланском Ла Скала! Стажировка длилась год и закончилась в 1963-м. 22 ноября этого же года Соловьяненко дебютировал на сцене Киевской оперы партией Герцога в опере «Риголетто». За год судьба подарила ему первый международный успех: певец из СССР занял второе место на песенном телефестивале «Неаполь против всех». А в 1977 году он первым из советских теноров был приглашен в Метрополитен-опера. А дальше - заслуженные слава, успех, признание.

В 1980 году он первым из деятелей культуры УССР был удостоен звания лауреата самой почетной — Ленинской - премии. Из воспоминаний В.В.Пака:

«Только он и Аркадий Райкин были беспартийными лауреатами этой премии, достичь таких высот без билета члена КПСС никому в Советском Союзе не удавалось. В 1980 году 10 тысяч рублей были суммой, достаточной для покупки, например, автомобиля "Волга" и дачи. Но Анатолий Соловьяненко отдал их в Фонд мира, сказав своим домочадцам: "Я видел войну. И потому хочу, чтобы был мир".

Его оперный и концертный репертуар был необычайно огромен. Обладая потрясающем, завораживающим, изумительно мощным голосом необыкновенной красоты, феноменальным по диапазону звучности, певец в совершенстве владел украинской и итальянской исполнительской школой. Безупречная вокальная техника и актёрское мастерство, способность проникать в художественную сущность образа позволили ему исполнять самые трудные оперные партии.

Несмотря на мировую славу и плотный концертный график, Анатолий Борисович не забывал родной институт. Он часто его посещал, продолжал дружбу с сотрудниками кафедры, будучи на гастролях в Донецке, всегда приглашал их на свои спектакли и концерты. Последний раз голос великого маэстро звучал в актовом зале девятого учебного корпуса нашего университета в 1996 году, когда ДонНТУ отмечал свое 75-летие.

В Донецком национальном техническом университете гордятся своим знаменитым выпускником. Его имя - в истории нашего вуза, его портрет размещен в музее ДонНТУ на монументальном полотне «История ДонНТУ», на стенде «Гордость и слава ДонНТУ». В память о выдающемся выпускнике учреждена именная стипендия для лучших студентов ИММ. "Человек не исчезает, нашей памятью храним", - эти слова поэта Марка Лисянского в полной мере относятся к выпускнику нашего университета Герою Украины Анатолию Соловьяненко.

Л.КОВАЛЕВА,
директор музея


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2012