Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.
Донецкий политехник

90 ЛЕТ - НЕ РУБЕЖ!

6 сентября 2012 г. исполнилось 90 лет со дня рождения профессора кафедры горнозаводского транспорта и логистики, кандидата технических наук, профессора, Заслуженного работника высшей школы Украины, ветерана Великой Отечественной войны Николая Денисовича Мухопада.

Он родился в крестьянской семье в с. Бабаковка Сумской области. Закончив в 1940 г. школу, Николай Мухопад поступил на горноэлектромеханический факультет Донецкого индустриального института. Дальнейшая судьба Николая Денисовича неразрывно связана с университетом и кафедрой, на которой он до сих пор активно и плодотворно работает.

Известие о начале Великой Отечественной войны застало студентов и преподавателей института в конце экзаменационной сессии, и в связи с военным положением в стране были отменены летние каникулы. Николай вместе с другими студентами принимал участие в строительстве оборонительного рубежа Лозовая - Ялта (г. Павлоград), укрепрайона в Саратовской области (г. Ершов). В 1942 г. в качестве рядового бойца 2-го Перекопского полка он участвовал в обороне Севастополя и после тяжёлого ранения был эвакуирован в Новороссийск, чудом уцелев в этом тяжёлом морском переходе. Сейчас Николай Денисович любит повторять, что ему не 90, а 70 лет-те кошмарные дни стали для пассажиров лидера эсминцев «Ташкент» вторым днём рождения! После излечения Николай оказался в одном из полков резерва Северо-Кавказского фронта. В первой половине 1943 г. в качестве наводчика 120-миллиметрового орудия 256-й стрелковой бригады Н.Д.Мухопад участвовал в наступательных боях на Северном Кавказе и Кубани.

В 1943 г. в составе группы фронтовиков Северо-Кавказского фронта он был направлен на учебу в 3-е Харьковское военно-политическое училище (Чирчик, Узбекистан). После его окончания переведен в 3-е Харьковское танковое училище (Чарджоу, Туркменистан). По окончании училища гвардии младший лейтенант танковых войск командир танка Николай Мухопад получил на заводе в Горьком танк Т-34, на котором в составе 1-го танкового батальона 59-й гвардейской Люблинской танковой бригады 8-го гвардейского танкового корпуса с боями прошел от Люблина (Польша) до Кенигсберга (Восточная Пруссия, Германия).

Находясь в разведке в районе Александрув на Цеханувском направлении, танк младшего лейтенанта Мухопада вступил в бой с превосходящими силами противника. В схватке были уничтожены два бронетранспортёра с пехотой противника, один танк и одна пушка. Своими действиями экипаж танка обеспечил быстрое продвижение главных сил Красной Армии на данном направлении. Однако и танк Н.Д.Мухопада в этом бою был подбит. Погибли два человека из четырёх, а Николай Денисович уцелел лишь потому, что размещался выше того места, куда попал вражеский снаряд...

За участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны Николай Денисович был награжден двумя орденами Отечественной войны, тремя боевыми и 12 юбилейными медалями. Был трижды ранен в боях.

После Победы, в 1946 г., гвардеец Николай Мухопад снова стал студентом Донецкого индустриального института. После реэвакуации вуза из г. Прокопьевска полным ходом шли восстановительные работы. Наряду с обучением студенты и преподаватели восстанавливали материальную базу родного института. Учителями Н.Д.Мухопада были профессора А.М.Первушин, В.И.Белов, В.С.Пак, доценты Г.С.Абрамов, Л.Т.Левитин, С.А.Чумак и др. Николай Мухопад был членом партбюро факультета, принимал активное участие в общественной жизни, за что неоднократно получал благодарности руководства вуза. В 1950 г. окончил с отличием Донецкий индустриальный институт, получив квалификацию горного инженера-электромеханика.

Вся его трудовая деятельность связана с кафедрой горнозаводского транспорта и логистики: ассистент (1950-1957 гг.), старший преподаватель (1957-1965 гг.), доцент (1965-1985 гг.), профессор (с 1985 г.) кафедры. В 1965 г. Н.Д. Мухопад зашутил кандидатскую диссертацию «Исследование основных параметров рабочего органа горизонтальных изгибающихся пластинчатых конвейеров в условиях шахт Донбасса» по специальности «Горные машины». Он внес большой вклад в усовершенство-вание учебно-методического процесса. Автор 88 научных работ, в том числе изданных единолично двух учебников с грифом Министерства образования и науки СССР «Транспорт при строительстве подземных сооружений и шахт» (1977г.), «Транспортные машины» (1984 г.), а также в соавторстве 11 учебников и учебных пособий, монографии, двух справочников.

С 80-х гг. началось внедрение в учебный процесс электронно-вычислительной техники, и Николай Денисович, идя в ногу со временем, взялся за это нелёгкое дело. Он много лет результативно занимается подготовкой комплекса учебных материалов для дистанционного обучения студентов горных специальностей. Начиная с 1995 г. на новой основе подготовлены комплекты научно-методической литературы по курсам «Рудничный транспорт» и «Транспортные машины», а также для выполнения курсового проектирования по этим дисциплинам. В рамках внедрения новой формы обучения профессор Мухопад провёл на кафедре педагогический эксперимент по изучению одной из базовых дисциплин горных специ-альностей вуза - «Шахтный транспорт», используя новые формы и методы. Опыт такой работы показал, что у студентов активизируется самостоятельный поиск, они больше работают с первоисточниками, учатся анализировать, обобщать и делать выводы.

Кроме научно-педагогической работы Н.Д. Мухопад уделял много внимания и времени организации учебного процесса в вузе.

Он был заведующим высшими инженерными курсами (1952-1961 гг.), деканом вечернего факультета (1961-1972 гг.), проректором по учебной работе (1972-1985 гг.). На посту заведующего высшими инженерными курсами Николай Денисович руководил обучением таких в будущем видных людей, как Миронов (первый секретарь обкома партии), Хохлов (замминистра), Сургай (министр угольной промышленности Украины) и др. руководителями предприятий. Будучи деканом факультета Николай Денисович активизировал работу по сотрудничеству с предприятиями, которые помогали в оформлении наглядных пособий, лабораторий, их представители выступали с докладами перед студентами; преподаватели вуза участвовали в создании специализированных студенческих бригад, а студенты выполняли комплексные дипломные проекты на предприятиях. Эти традиции Н.Д. Мухопад развивал и когда был проректором по учебной работе (1972-1985 гг.). В1983 и 1984 гг. Донецкий политехнический институт занимал первые места среди вузов СССР, и в этом немалая заслуга нашего юбиляра.

Многогранная творческая деятельность Н.Д. Мухопада отмечена государственными и ведомственными наградами: званием «Заслуженный работник высшей школы Украины» (1981 г.), орденом Богдана Хмельницкого, 8 нагрудными знаками (в т.ч. «За доблестный труд», «Ударник пятилетки»), 7 почетными грамотами Министерства образования и науки Украины; знаками «Шахтерская слава» I, II и III степеней.

Несмотря на свой возраст, Николай Денисович полон оптимизма, жизненных сил и энергии, продолжает активно работать на кафедре, в т.ч. по внедрению на ней новых форм заочного обучения в учебный процесс.

Ректорат, коллектив кафедры горнозаводского транспорта и логистики и профком сотрудников университета от всего сердца поздравляют юбиляра со знаменательной датой и желают ему крепкого здоровья, семейного счастья и успехов в работе.


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2012