Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.

ПРОБНЫЙ КАМЕНЬ
В ФУНДАМЕНТ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ БУДЕТ
ЗАЛОЖЕН В ЭТОМ СЕМЕСТРЕ

Глобальные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни общества, вызывают необходимость пересмотра миссии, целей и задач высшего учебного заведения. В связи с этим нам необходимо вносить коррективы в «Концепцию развития ДонНТУ". На сегодняшний день приоритетными задачами развития вуза являются внедрение образования на базе современных информационно-коммуникационных технологий, расширение грантовой поддержки учебного процесса и научной работы и усиленная языковая подготовка. В нынешнем семестре пробным камнем преобразований станет проведение части учебного процесса в режиме онлайн. Мы попросили проректора по научной работе Е.А.БАШКОВА прокомментировать это. Вот что он сказал.

- Общеизвестно, что инженерное образование переживает сейчас кризис, который усугубляется тем, что традиционная система подготовки кадров, сложившаяся в период индустриального общества, практически не изменилась, хотя мир уже давно живет в информационном обществе. Поэтому для вуза жизненно необходимо активнее переходить к использованию новых образовательных технологий, среди которых особое место занимают технологии образования, то есть электронного обучения. С учетом этого, а также Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 года перед ДонНТУ встала задача реформировать систему подготовки специалистов, модернизируя структуру, содержание и организацию образовательного процесса.

Кабинет Министров Украины 15 мая этого года одобрил Стратегию развития информационного общества в Украине, в которой отдельным разделом рассмотрены задачи e-образования. Среди них можно выделить такие важнейшие для высшей школы, как создание информационной системы поддержки образовательного процесса, системы дистанционного обучения и открытой сети образовательных ресурсов; разработка методологического обеспечения в части использования компьютерных мультимедийных технологий.

Для этого в ДонНТУ предстоит предпринять целый ряд мер, направленных на создание информационной e-образовательной системы поддержки учебного процесса, разработку и внедрение учебных программ e-образования для дисциплин различных уровней сложности; развитие информационно-библиотечного центра в направлении полного перевода хранимой информации с бумажных носителей на электронные с предоставлением доступа к электронной информации через корпоративную сеть университета и Интернет и др. Такая работа в университете ведется давно, но сейчас ее необходимо интенсифицировать.

Создание e-обучения в ДонНТУ будет осуществляться по следующим формам:
смешанная (blended educaton) -для студентов стационара;
дистанционное обучение - для заочников;
открытые образовательные ресурсы - для всех желающих.

Суть смешанной формы заключается в том, что Интернет-образовательные технологии используются в качестве поддержки традиционного очного образования. Студенты получают доступ к системе дистанционного обучения университета (СДН), в которой находятся весь учебный материал, встроенная система тестирования, доступ к различным онлайн библиотекам и источникам. Часть контрольных мероприятий может проводиться онлайн. Возможности СДН могут также использоваться для групповых коммуникаций при выполнении различных проектов. Такая форма образования применяется во многих европейских университетах и является наиболее подходящей для ДонНТУ.

Смешанная модель обучения предоставляет студентам новые возможности по изучению дисциплин - можно не только в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование, проверив свои знания по предмету, ознакомиться с дополнительными источниками, которые точно соответствуют пройденным темам. СДН в смешанной модели позволяет также использовать различные дополнительные элементы при изучении дисциплин – аудио- и видеозаписи, анимации и симуляции. СДН имеет форум и встроенный e-mail, что позволяет общаться с одногруппниками, а также с преподавателями и задавать им вопросы, не дожидаясь лекций или очной консультации.

Лекционные занятия

Полный материал лекций и слайды к ним есть в СДН и доступны каждому студенту. Материал оформлен так же, как и материал онлайн курса, то есть может быть легко использован для самостоятельного обучения.

Практические, семинарские занятия
(face-to-face sessions)

Они теперь тоже меняются по сути и могут быть объединены с лекционными занятиями (что и будет проходить в рамках данного курса). В смешанном обучении на практических и семинарских занятиях проходит обсуждение наиболее интересных и важных тем курса, а также отработка практических навыков.

Учебные материалы курса
(учебники и методические пособия)

Они есть и в печатном, и в электронном видах, и в последнем дополнены различными вставками для более успешного освоения дисциплины. То есть для оформления материалов курса используются различные мультимедийные приложения, и курс становится более привлекательным для студентов.

Онлайн общение

Это новый элемент, который пришел в смешанное обучение из онлайн обучения. Здесь есть различные инструменты - чат, форум, e-mail, которые позволяют общаться и работать вместе. Появляется возможность задавать вопросы преподавателю в любое время и в кратчайшие сроки получить ответ. Можно также консультироваться с одногруппниками.

Индивидуальные и групповые
онлайн проекты

Такие проекты развивают навыки работы в Интернете, навыки анализа информации из различных источников, а также навыки работать вместе с группой, правильно распределять обязанности и ответственность за выполнение работы. С помощью таких задач студент может получить навыки, необходимые для работы в компаниях (большинство европейских компаний сейчас активно использует групповые проекты в повседневной деятельности - collaboraton).

Аудио- и видеолекции,
анимации и симуляции

Эти элементы смешанного обучения делают процесс обучения проще и насыщеннее.

Одним из важнейших элементов архитектуры смешанного курса является активный студент. Таким термином называют студента, обучающегося по смешанной или онлайн модели. Обучение по этим моделям примерно на 50% состоит из самостоятельной работы студента - освоение материала, работа в форумах и чатах, общение по электронной почте и др. При традиционном обучении студента учат, при смешанном – помогают учиться. Здесь очень важно отметить еще одну деталь - различия в подходах к обучению. Традиционный подход западные исследователи называют teacher-entered (сфокусированным на преподавателя). При таком подходе главным действующим лицом является преподаватель, от него многое зависит и он руководит процессом. При смешанной модели подход изменяется на student-centered (сфокусированный на студента). Теперь студент много работает сам, и его успехи зависят от него самого. Студент также может скорректировать учебный процесс и самостоятельно планировать учебное время.

Дистанционное обучение отличается от смешанной формы тем, что студенты заочной формы обучения каждый семестр получают доступ к соответствующему дистанционному курсу и учатся с его помощью. Часть лабораторных работ выполняется с помощью виртуальных симуляторов, часть - во время сессий в лабораториях университета. Контрольные мероприятия при смешанной и дистанционной формах обучения будут проводиться очно.

Все, о чем я рассказал, - это идеал, к которому следует стремиться. Но начинать надо уже сегодня. Запланированное онлайн обучение в течение одного месяца выявит узкие места, над которыми будем работать.


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2013