С сентября этого года вступил в новую должность
проректора по научно-педагогической работе Донецкого национального технического университета директор Института гражданской защиты Донбасса (ИГЗД)
вуза профессор Павел Викторович СТЕФАНЕНКО.
О вхождении в должность, поставленных перед ним задачах и о том, каким видится их решение, он рассказал
в своем интервью.
- Павел Викторович, что
предшествовало Вашему назначению на должность проректора университета по
научно-педагогической работе?
- С июля 1992 г. вся моя
трудовая и педагогическая
деятельность связана с университетом. До назначения
на должность проректора по
научно-педагогической работе я занимал в нашем вузе
должности от преподавателя
до декана факультета радиотехники и специальной подготовки и директора ИГЗД.
В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, в 1996 г. мне было
присвоено ученое звание доцента, в 1998 г. – воинское
звание полковника, в 2003 г. –
доктора педагогических наук,
в 2004 г. – профессора, в 2006
я получил звание заслуженного работника образования
Украины, в 2011 г. был награжден орденом Богдана
Хмельницкого III степени.
Трагические события в
Донбассе летом и осенью
2014 года привели меня к
мысли о создании структурного подразделения, осуществляющего подготовку
специалистов, способных защищать мирное население,
предотвращать и ликвидировать страшные последствия
войны. Таким подразделением стал Институт гражданской защиты Донбасса, организованный на основании
приказа ректора и в соответствии с решением ученого
совета ДонНТУ, по согласованию с МЧС и МОН ДНР.
В сентябре 2015 г. я был
назначен на должность проректора по научно-педагогичной работе, сохраняя должность директора ИГЗД.
- Теперь Вы совмещаете
две очень важные и весомые
должности – проректора и
директора ИГЗД. Какие задачи в связи с этим ставите
перед собой на ближайшее
время и на перспективу?
- Ближайшая задача – приведение организации учебного процесса в строгое соответствие с действующими
нормативными документами.
В перспективе – аккредитация и успешный выпуск
бакалавров по направлению
подготовки «Техносферная
безопасность», специалистов
«Пожарной безопасности» и
лицензирование магистров
по направлению «Техносферная безопасность».
Как проректор по научно-педагогической работе основное внимание планирую
уделить вопросам научной
организации учебного процесса.
Как доктор педагогических наук приложу все усилия для дальнейшего развития научного направления
«Психолого-педагогические
технологии обучения в высшей школе», в рамках которого в нашем вузе уже защищены одна докторская и две
кандидатские диссертации;
четыре сотрудника учатся в
аспирантуре и работают над
кандидатскими диссертациями.
Главное направление своей деятельности вижу в дидактическом обеспечении учебного процесса (оказании помощи кафедрам в методическом обеспечении; внедрении информационных
технологий и инновационных
методик преподавания; проведении круглых столов,
семинаров по обобщению
передового педагогического
опыта; включении рубрики по
педагогике в научные издания
университета и т.п.). Перспективы развития педагогической
науки связываю с активизацией деятельности всего профессорско-преподавательского
состава ДонНТУ. Запланировано открытие новых научных
направлений по педагогике,
выпуск научного журнала
«Вестник ИГЗД» с педагогической рубрикой, возобновят
работу курсы повышения квалификации педагогического
мастерства в ИПО.
Все возможности для реализации вышесказанного
имеются, есть поддержка и
понимание коллег – будем работать.
- Что Вы можете сказать о новом структурном
подразделении ДонНТУ –
Институте гражданской
защиты Донбасса?
- Институт гражданской
защиты Донбасса – главный
вуз МЧС ДНР, призванный
стать научным и методическим центром по разработкам
в области пожарной безопасности, гражданской обороны
и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и подготовке научно-педагогических кадров по этим
направлениям.
ИГЗД готовит специалистов для подразделений
МЧС ДНР и работы в других
сферах деятельности по направлениям: «Гражданская
защита», «Пожарная безопасность», «Радиотехника»,
«Системы технической защиты информации». Подробную информацию о деятельности и задачах Института
можно найти на сайте ИГЗД http://frtsp.donntu.ru/
fgzbgd
- Какие из направлений
подготовки (или специальности) пользовались в этом
году особой популярностью
у абитуриентов?
- В этом году ИГЗД на
100 % выполнил госзаказ на
дневную и заочную формы
обучения. Приемная кампания доказала актуальность
подготовки специалистов по
всем направлениям, но наибольшее количество абитуриентов института привлекла
возможность получить профессию пожарного.
- Расскажите, пожалуйста, о коллективе института, кто Ваши самые активные и надежные соратники?
- ИГЗД – правопреемник
факультета радиотехники и
специальной подготовки, который был основан на базе
кафедры военной подготовки, ведущей свою историю с
1928 г. и являющейся одним
из старейших структурных
подразделений ДонНТУ, со
своей славной историей и
традициями. В настоящий
момент костяк ИГЗД – бывшие сотрудники военной кафедры и факультета РТСП,
без поддержки которых об
открытии института не могло
быть и речи. Это мои надежные помощники, вместе мы
справимся со всеми стоящими перед нами задачами.
- Какие факторы, на
Ваш взгляд, в наибольшей
степени влияют на качество образования?
- Качество образования – это
соответствие учебно-воспитательного процесса потребностям студента, общества и государства. Основными факторами,
влияющими на качество образования, являются наличие профессорско-преподавательского
состава с его интеллектуальным
потенциалом; соответствующей материально-технической
базы университета и, конечно,
студентов, желающих учиться.
Можно говорить о высочайшем
образовательном уровне, предоставляемом сегодня ДонНТУ:
среди преподавателей немало
ученых с мировым именем, а
учебно-методическое обеспечение и материально-техническая
база полностью соответствуют
требованиям, которые предъявляются ведущему техническому
вузу. Студенты стремятся к знаниям, приобретению умений и
навыков, необходимых для того,
чтобы стать высококлассными
специалистами. Доказательство
тому – призовые места, занятые
на межвузовских и международных конкурсах и олимпиадах. Еще одно подтверждение
моих слов – успешная сдача в
этом году нашими выпускниками государственных экзаменов
и защита дипломных проектов в
профильных вузах России.
- При такой занятости
остается ли у Вас время на
отдых, увлечения? Если да,
то что предпочитаете?
- Отдых предпочитаю активный. Если отпуск, то путешествие, если свободное время
после работы, то спорт, чтение
художественной (в основном
классической и исторической)
литературы, театр. Стараюсь
больше времени проводить с
семьей.
- Что бы Вы хотели пожелать нашим студентам, да
и всему коллективу университета в начале нового учебного года?
- Желаю всем здоровья, благополучия, творческих успехов
и, самое главное, – мирного
неба над головой. Вдохновения
и сил для работы во благо университета!
|