Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                                                              ПУТЕШЕСТВИЯ


АВТОСТОПОМ ПО МИРУ? ЭТО РЕАЛЬНО!

        Продолжаем публикацию путевых заметок нашего знаменитого путешественника доцента кафедры «Технология машиностроения» В.И. КОВАЛЕНКО.

        КРУИЗ В АНТАРКТИДУ

        Круиз начинался в городе Ушуая, куда я прилетел из аргентинской столицы Буэнос-Айрес. Город находится на острове Огненная Земля (Аргентина), на берегу пролива Бигля. Он со всех сторон окружен горами, на вершинах которых даже летом лежит снег. Я несколько дней провел в этом городе. Ночевал в палатке в горах, в паре километров от Ушуая. Несмотря на теплый период времени (январь – самый теплый месяц в Южном полушарии), в один из дней выпал снег, который «задержался» на сутки.
        Наиболее важным местом в городе является порт, откуда круизные суда начинают свой путь к Антарктиде. Судно «Ocean Nova», на борту которого я находился, отправилось в путь по проливу Бигля. С левой стороны движения (по ходу судна) – аргентинская земля, с правой – чилийская. Пассажиры судна прибыли из разных стран мира: России, Японии, Южной Кореи, Китая, Великобритании, Филиппин и др. Соответственно и гиды, обслуживающие пассажиров, владели многими языками; был среди них и русскоязычный Руслан из Санкт-Петербурга (у него семилетний стаж работы на антарктических станциях).
        В первый же день круиза, ближе к вечеру, судно пришвартовалось к причалу порта Пуэрто-Уильямс (Чили). Это небольшой поселок, расположенный у подножья гор. Порт создан как военноморская база, предназначенная для защиты самых южных рубежей Чили.
        Ночью судно следовало по маршруту, а пассажиры спали в комфортабельных каютах. Наутро мы подошли к мысу Горн - крайней южной точке архипелага Огненная Земля, расположенного на острове Горн, омываемом водами пролива Дрейка. Погода нам благоприятствовала, и мы смогли высадиться на сушу; из-за частых штормов это удается сделать далеко не всегда. Пассажиров в спасательных жилетах посадили на резиновые лодки и переправили на мыс Горн, находящийся в нескольких километрах. Здесь мы увидели знаменитый маяк, команда которого состоит всего из нескольких человек. На самой высокой точке мыса установлена стела. По ее центру, на фоне молочного цвета неба, просматривается контур парящего альбатроса.
        Затем, в течение двух суток, судно шло по проливу Дрейка, отделяющего южную оконечность Южной Америки от Антарктиды. Ширина пролива примерно 850 км, и на горизонте не видно ничего: ни земли, ни даже судов; мы одни среди водных просторов. Правда, летают птицы – чайки, иногда альбатросы. Недалеко от судна видели кита, точнее, часть его туловища, которое на секунды появилось из воды. Китов можно заметить издалека: они выпускают в небо мощные фонтаны воды, а сами при этом на поверхности не появляются.
        Во время двухсуточного перехода через пролив Дрейка мы не скучали – нам, до и после обеда, читали интересные лекции об Антарктиде, о ее освоении, о многочисленных обитателях – китах, моржах, пингвинах, птицах.
        Интересно, что обычно на космических фотографиях земного шара, в центре подобных снимков, мы привыкли видеть экваториальную область, где просматриваются Евразия, Африка, Америка. А вот на фото, представленном Британской антарктической службой, в центре снимка – Антарктида. Хорошо видны южные оконечности континентов: Южной Америки и пролива Дрейка, Африки, а также Австралии и Новой Зеландии.
        Почти через двое суток хода мы заметили первые айсберги – значит, скоро Антарктида! Наконец мы увидели землю. Это были Южные Шетландские острова – усеянный галькой плоский берег в окружении невысоких гор, частично укрытых снегом. А рядом – обрывистые берега, сплошь покрытые льдом и снегом. Это – Антарктида!
        В районе нашего пребывания в Антарктиде держалась ясная солнечная погода с плюсовой температурой (3-5°С) при небольшом ветре. Но все же с Антарктидой не шутят: пришлось защищать тело, голову, глаза, лицо.
        Мы побывали на двух островах, где наблюдали за жизнью колоний пингвинов двух видов. Основной окрас у них одинаков: белоснежная передняя часть и пепельно-черная – задняя. А вот окрас головы у пингвинов разный. У птиц одного вида – белая «шапочка» и красного цвета клюв. Верхняя часть головы пингвинов другого вида – черного цвета, кроме того, у них имеется характерная черная линия в нижней части головы. Туристам к ним можно приближаться не ближе, чем на 5 метров. За этим строго следят сопровождающие их гиды. Пингвинов действительно очень много. Только в этом месте их более сотни. Когда в район антарктических станций высаживаются туристы и члены экипажа очередного круизного судна, на берегу становится многолюдно. Пингвины настолько не пугливы, что даже на территории станций ведут обычный образ жизни: ныряют за рыбой, гуляют «сами по себе».
        Видели также моржей. Они почти все время спят и лишь изредка приподнимаются, осматриваясь вокруг.
        На следующий день мы прощались с Антарктидой. На лодках покинули гостеприимное судно (оно осталось стоять на рейде) и высадились в бухте, где буквально рядом расположены две антарктические станции: российская «Беллинсгаузен» и чилийская «Фрей». На территории российской станции построена православная церковь Святой Троицы. Ее внутреннее убранство сияет позолотой. Туристов особенно привлекает икона Николая Чудотворца, который является покровителем моряков и путешественников.
        17 февраля 2016 г. (уже после моего возвращения из Антарктиды) станцию «Беллинсгаузен» и храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он пообщался с членами российской экспедиции, а также с сотрудниками антарктических станций других стран.
        (Продолжение в следующем номере)
        Подробнее о поездках В.И. Коваленко (под псевдонимом «Kros») можно прочитать на сайте «www.3sea.org.ua».


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2016