Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.
Донецкий политехник

В ДонНТУ ПОЯВЯТСЯ АВИАЦИОННЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

В сентябре ректор А.А. Минаев и декан факультета компьютерных наук и технологий А.Я. Аноприенко в составе украинской правительственной делегации посетили учебно-тренировочный центр фирмы Боинг в Майами (США). Целью визита было знакомство с новейшими типами авиатренажеров и их использованием при подготовке пилотов гражданской авиации. Необходимость в этом возникла в связи с планами украинского правительства с сентября 2013 года открыть в ДонНТУ новое для Донбасса направление подготовки, ориентированное на кадровое обеспечение ускоренного развития гражданской авиации в Украине.

Делегация во главе с вице-премьер-министром, министром инфраструктуры Б.В. Колесниковым посетила крупнейший в мире учебно-тренировочный центр фирмы Боинг, работу которого обеспечивают 12 полнофункциональных тренажеров для самолетов различных типов, в том числе таких самых современных, как "Боинг-777". В учебно-тренировочном процессе интенсивно используются так называемые плоскопанельные тренажеры, которые при помощи сенсорных плоских экранов довольно точно воспроизводят условия пилотирования современных авиалайнеров. Именно такие тренажеры планируется установить к началу следующего учебного года в ДонНТУ и Национальный авиационный университет (НАУ) для обеспечения базовой подготовки пилотов гражданской авиации. Для того чтобы в кратчайшие сроки получить максимальный эффект от их использования, на первых порах обучение наших студентов, возможно, будут вести специалисты из США.

В качестве основного целевого самолета при этом рассматривается Боинг-737 New Generation - новейшая модификация самого популярного в мире авиалайнера сегодняшнего дня и ближайшего будущего (всего выпущено около семи тысяч экземпляров различных модификаций этого лайнера, из которых в каждый момент времени примерно тысяча находится в воздухе). На сегодня 11 украинских авиакомпаний эксплуатируют 85 "Боингов" различной модификации, пилотов для которых готовят за границей. Украина пока не имеет полного цикла подготовки пилотов гражданской авиации среднемагистральных самолетов, таких как Boeing 737 или Airbus 320. Это, как сказал Борис Колесников, очень дорогостоящие программы, но наше государство готово предоставить молодежи возможность учиться бесплатно.

Пилотов гражданской авиации в Украине готовит в основном Национальный авиационный университет, в составе которого сейчас знаменитая Кировоградская государственная летная академия (ГЛАУ). Стать студентом этого профильного вуза для детей простых смертных почти нереально — очень дорого. Для подготовки пилотов предусмотрены бюджетные места, но их очень мало (около 100 на всю страну) и не гарантируется выделение достаточного объема горючего для налета необходимого количества часов. Общая стоимость платного обучения в ГЛАУ, славившейся когда-то на весь СССР, составляет почти 540 тысяч гривен. При этом само обучение обойдется примерно в 8 тысяч в год, все остальное — плата за авиационное горючее, которое студент-контрактник обязан оплатить из своего кармана для налета необходимых часов. Из этой суммы примерно 50 тысяч придется выложить уже на втором курсе обучения, а на четвертом — еще почти полмиллиона.

Вице-премьер-министр Украины отметил, что сейчас во всем мире наблюдается дефицит высококвалифицированных пилотов и, по мнению специалистов, в ближайшие годы он будет расти. В выступлениях специалистов фирмы Боинг отмечалось, что к 2031 году дополнительно потребуется не менее 34-х тысяч самолетов и порядка миллиона высококвалифицированных пилотов. В то же время существующая в мире система пилотной подготовки в состоянии за это время подготовить не более 500 тысяч. Именно поэтому такое большое внимание уделяется развитию сети современных центров по подготовке профессиональных пилотов, обеспечивающих на базе интенсивного использования современных тренажеров качественную подготовку пилотного персонала, способного после получения соответствующих дипломов практически сразу пилоти-ровать современные авиалайнеры.

В Украине таких центров пока, к сожалению, нет. Подготовка пилотов в украинских вузах ведется в основном на устаревших легкомоторных самолетах и, как правило, ввиду финансовых ограничений, не в полных объемах, что предполагает последующее серьезное и недешевое доучивание для получения возможности пилотировать пассажирскими авиалайнерами. Подготовка профессионального пилота в Кировоградской летной академии на платной основе стоит не менее полумиллиона гривен в основном за счет колоссальных расходов на горючее для приобретения необходимых навыков и набора необходимого количества часов налета.

Переход к современным технологиям подготовки на базе компьютеризированных высокореалистичных тренажеров позволит полностью исключить необходимость дополнительной подготовки и сделать штурвал современных авиалайнеров гораздо более доступным для талантливой украинской молодежи, тем самым способствуя решению и целого ряда актуальных для страны социальных задач.

Открытие нового современного аэропорта в Донецке, способного принимать любые типы самолетов и имеющего возможность стать одним из крупнейших в Восточной Европе центров пассажирских авиаперевозок, сделало актуальной подготовку соответствующих профессионалов непосредственно в ДонНТУ. Учитывая высочайшую степень компьютеризации как современных авиалайнеров, так и авиатренажеров, наиболее целесообразной формой такой подготовки на первом этапе станет, по-видимому, организация соответствующей кафедры на факультете компьютерных наук и технологий при условии получения госзаказа минимум на 50 студентов. В дальнейшем возможно расширение этого направления подготовки с увеличением госзаказа до 100 мест и организацией специального факультета.

Условное название данного проекта на текущем этапе - «Авиация будущего», и его реализация в ДонНТУ предполагает теснейшее сотрудничество с Национальным авиационным университетом.

А. АНОПРИЕНКО,
декан факультета компьютерных наук и технологий


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2012