В ноябре-декабре в нашем университете будет проведен крупномасштабный эксперимент, связанный с освоением е-образования, об особенностях которого подробно рассказал в предыдущем номере нашей газеты проректор Е.А. Башков. А сегодня мы беседуем с профессором кафедры автоматики и телемеханики
В.Я.Воропаевой, которая уже сравнительно давно практикует этот метод обучения, и предоставим слово ее студентам.
- Виктория Яковлевна, все новое всегда с трудом пробивает себе дорогу. Вот и сейчас наблюдается со стороны части преподавателей некоторое сопротивление этому эксперименту. Что вас подвигло в свое время без каких-либо указаний сверху использовать такую образовательную методику?
- В современном обществе все меняется очень быстро: появляются новые технологии и профессии, возникают неожиданные задачи. Со всем этим должны уметь справляться наши студенты. А мы, преподаватели, должны учить будущих специалистов думать, анализировать, задавать вопросы и находить на них ответы, т.е. УЧИТЬСЯ.
Конечно, это непросто: нужно заинтересовать студента, мотивировать его к самостоятельной активной работе. Но ведь сейчас для этого есть масса возможностей! Это и система дистанционного обучения (СДО), действующая у нас уже около 5 лет, и открытые онлайн курсы ведущих университетов мира, и виртуальные лаборатории, и новые формы хранения информации (аудио, видео, мультимедиа).
Современные студенты охотно используют модные гаджеты – планшеты, смартфоны, электронные книги. Им уже не очень интересно просто переписывать текст лекции с доски или с экрана. Гораздо интереснее для них и полезнее для меня, как лектора, разобрать наиболее сложные места электронного конспекта или дистанционного курса, обсудить непонятные моменты, порешать побольше примеров.
- С какими трудностями столкнулись вы на первых порах?
- Конечно, освоение СДО, разработка тестов для самопроверки по каждой теме и системы оценивания дистанционного курса, регулярная проверка присланных студентами вопросов и выполненных ими заданий – все это требует времени и определенных усилий. К сожалению, у нас до сих пор эта форма работы со студентами не оценивается в часах аудиторной нагрузки, а учитывается только как учебно-методическая работа в индивидуальном плане преподавателя. Может, поэтому не так много моих коллег используют дистанционные курсы. Хотя у нас на факультете такую форму работы давно практикует, например, доцент В.П. Тарасюк.
- А как восприняли эту форму обучения ваши студенты?
- Им понравилось! Они прорабатывают лекционный материал в удобное время и тут же проверяют себя по тесту, соревнуются друг с другом по результатам тестирования, выполняют курсовую работу по частям и проверяют правильность без посещения консультаций. Но дадим слово им самим.
Иван, магистр специальности ТКС
«Дистанционное обучение по предмету «Теория телетрафика» мне понравилось тем, что если вдруг я пропускал занятие, то мог легко скачать нужный мне материал. Все, что мне было необходимо, – это компьютер с доступом в Интернет. Я не отставал от программы, и обучение проходило индивидуально и в удобное для меня время».
Виктория,
4-й курс специальности НАП:
«Я считаю, что получать знания, обучаясь дистанционно, – это неплохой шанс проявить свою индивидуальность. Практические навыки ДО мы получили еще на 1-м курсе, изучая дисциплину «Информатика». На сайте мы проходили тесты, задавали вопросы преподавателю. Мне очень понравилась такая форма учебы, так как это было удобно и интересно.
Анжела, 3-й курс специальности ЭлС:
«ДО существенно облегчает учебу. Во-первых, проще сдавать лабораторные работы, т.к. появляется возможность проконсультироваться у преподавателя онлайн вместо посещения консультаций, время которых ограничено. Во-вторых, наличие теоретического материала упрощает подготовку к экзамену. Кроме того, есть возможность проверки своих знаний по тестам.
- Что бы вы пожелали нашим преподавателям?
- Ситуация складывается так, что у традиционной формы университетского образования появляются конкуренты. Наверное, не стоит бояться пробовать современные формы и методы обучения. Надо «ввязываться в драку», иначе через несколько лет нас могут вытеснить с рынка образовательных услуг.
|