Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.

Дорогу осилит идущий

8 октября в малом зале ученого совета состоялась встреча членов ректората со студенческим активом по вопросу дистанционного обучения. В президиуме - ректор ДонНТУ А.А. Минаев, проректоры В.В. Дементьев, А.В. Левшов, декан ЭкФ С.И. Кравченко, председатель профкома студентов Ю.В. Охват. Также были приглашены директор библиотеки А.А. Петрова, профессор кафедры АТ факультета КИТА В.Я. Воропаева. На собрании присутствовали председатели профбюро, советов студенческого самоуправления факультетов, студсоветов общежитий, студенческий актив.

Ректор об эксперименте с е-образованием

Вначале ректор А.А. Минаев ответил на вопросы обеспокоенных студентов о сроках включения отопления и сказал, что в общежитиях его запустят несколько раньше, а в корпусах – с 15 октября, а затем сосредоточился на вопросе применения дистанционной формы обучения с 18 ноября этого года. По словам А.А. Минаева, эта форма активно используется и развивается за рубежом, в европейских (немецких) и американских вузах, за ней будущее. И, пытаясь внедрить дистанционное обучение в ДонНТУ, руководство пытается решить сразу несколько задач: во-первых, повысить самостоятельность студентов, побудив их получать знания не только традиционным путем слушания-конспектирования лекций, во-вторых, стимулировать преподавателей работать над улучшением своих конспектов, в-третьих, эта форма рано или поздно, но появится в нашем образовательном пространстве и мы уже будем к ней готовы.

Но главной целью этого эксперимента является повышение привлекательности наших выпускников на современном рынке труда. Предполагается давать им характеристики для работодателей, особо отмечая проявленные самостоятельность, активность и успешность в изучении учебных материалов через прогрессивные Интернет-технологии. Планируется, что на период с 18 ноября по 22 декабря преподаватели будут выдавать студентам задание на самостоятельное изучение (лично, через e-mail – это уже на усмотрение кафедры), а студенты в это время могут скачивать необходимые конспекты, методические материалы со специально созданного вузовского информационного портала. Преподаватели в это время остаются на рабочих местах, находятся на своей кафедре согласно расписанию занятий, и студенты могут беспрепятственно приходить к ним на консультации.

Общежития и корпуса – не закрываются. Точки питания – будут работать. Стипендию студенты будут получать, преподаватели зарплату – тоже. Зачетная и экзаменационная сессии состоятся согласно графику учебного процесса вживую, не онлайн. В следующем семестре не предполагается введение такой формы обучения.

Coursera предлагает полноценные курсы

По словам проректора В.В. Дементьева, студенты получат к 18 ноября необходимое по учебному графику количество аудиторных часов – меняется только одна из форм самостоятельной работы. В.В. Дементьев проинформировал о курсерах (справка из Википедии: Coursera – проект в сфере онлайн образования, основанный профессорами Стэнфордского университета Эндрю Нг и Дафной Келлер. В его рамках существует проект по публикации образовательных материалов в Интернете в виде набора бесплатных онлайн курсов. Авторами курсов являются преподаватели нескольких ведущих мировых университетов. Как указано авторами ресурса, в настоящее время в программе участвуют представители 33 университетов, в том числе Принстонский и Стэнфордский, Университет Джонса Хопкинса, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский университет, Университет Торонто, Колумбийский и Пенсильванский университеты и другие. Coursera предлагает не отдельные лекции, а полноценные курсы, которые включают видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Доступ к курсам ограничен по времени; каждое домашнее задание или тест должно быть выполнено только в определенный период времени. По окончании курса при условии успешной сдачи промежуточных заданий и финального экзамена слушателю высылается соответствующий сертификат. Миссия организации – обучать миллионы студентов со всего мира, изменяя метод традиционного преподавания. По состоянию на май 2012 г. на курсы Coursera произошло более миллиона зачислений. Всего в проекте зарегистрировано более 900 тыс. пользователей, при этом каждый может быть слушателем нескольких курсов. В рейтинге 100 лучших сайтов 2012 года, составленным журналом Time, стартап Coursera победил в номинации «Лучший образовательный сайт года».

В.В. Дементьев обратил внимание, что многие ведущие университеты отказываются от чтения лекций по «простым» предметам, предлагая студентам пройти онлайн курс и получить затем сертификат, а преподаватели читают вживую более сложные предметы.

Как подбирает работников ДТЭК

Было интересным и выступление проректора А.В. Левшова – он привел пример, как современные фирмы (например, ДТЭК) выбирают себе работников: в аудитории объявили конкурс проектов – выпускников разных факультетов произвольно объединили в рабочие группы и дали задание каждой спроектировать инвестиционно привлекательное предприятие в одной из областей страны. Тут уж ребятам пришлось применить и полученные знания в вузе, и проявить свои способности по работе в команде, и воспользоваться Интернетом для получения необходимых данных. По итогам конкурса многих отличившихся взяли не только на заметку, но и впоследствии – на работу. А.В. Левшов призвал студентов не бояться нововведения – ведь все нормально воспринимают работу над курсовыми, дипломами, и эта экспериментальная форма самостоятельной работы (дистанционное обучение) должна прижиться в нашем вузе.

Студентам понравилось

Профессор кафедры АТ В.Я. Воропаева поделилась своим опытом дистанционного обучения по курсу «Теория телетрафика»: «Студенты не тратят время в подчас холодной аудитории, конспектируя лекции, а приходят уже подготовленными, кроме того, при выполнении онлайн тестов на знание предмета включается соревновательный эффект – каждый может сравнить свой рейтинг с успехами товарищей и попытаться улучшить его. При освоении этой технологии преподавателю придется побольше поработать, но студенты должны принять эту форму на «ура».

Библиотека готова к эксперименту

Директор научно-технической библиотеки ДонНТУ А.А. Петрова проинформировала участников встречи, что наша библиотека и ее работники давно уже освоили все современные информационные технологии: действует электронный каталог, в социальных сетях есть соответствующая группа, где онлайн библиограф проконсультирует по всем вопросам, связанным с пользованием библиотекой, осуществляется регистрация и перерегистрация пользователей через электронку, есть бесплатная услуга сканирования нужной страницы и отправления ее на e-mail читателя (по предварительной заявке) и продолжает формироваться электронная библиотека. На youtube размещен ролик-обучалка, как пользоваться нашим электронным библиотечным каталогом. По словам А.А. Петровой, зарегистрированный пользователь-читатель по своей фамилии и номеру читательского билета через Интернет получит доступ ко всем ресурсам библиотеки.

Безусловно, дистанционная форма обучения – эксперимент для всех участников учебного процесса – как для руководства вуза, преподавателей, так и для студентов. Но он должен дать ответ на глобальный вопрос: "А можем ли мы...?", выявить пробелы в готовности преподавательского состава, в качестве методического обеспечения такой формы обучения, в готовности и адекватности имеющихся технических средств. Но если не пытаться изменить себя, а просто плыть по течению, то велика вероятность затеряться и утонуть в океане мировой высшей школы. Университет в противовес этому должен, следовать древней мудрости: "Дорогу осилит идущий».

Г. ЛЫСЕНКО,
зам. председателя
профкома студентов


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2013