За спиною огромные крылья, впереди ПЕРВЫЙ курс, родители и прародители охают: "Совсем вырос ребёнок!", муки поступления позади, жизнь определённо налаживается! В вузе всё такое большое и непонятное, всего много: студентов, преподавателей, конспектов, аудиторий, корпусов, возможностей... Ничего, разберёмся!
1. Студенты
Своих одногруппникое знать надо в лицо, чтобы, залетая на пару с опозданием, сразу понять, туда ли ты попал. Но получается это не сразу. Поэтому имеет смысл запомнить старосту и, если что, с глупыми вопросами приставать к нему. Стоит помнить, что первое впечатление обманчиво, поэтому свои душевные порывы лучше сначала держать при себе. Имеет смысл подождать, пока люди проявятся (а то мало ли что с этими порывами и откровениями сделают; неприятность может выйти!). Старшекурсники - тоже очень полезные люди. С ними надо дружить: они снабдят ценной информацией о повадках преподавателей, шпорами, конспектами и расскажут, как было у них, где купить колу, где пирожок, и что делать потом.
2. Преподаватели
Очень странные люди.
Классификации и идентификации поддаются слабо, некоторые мастерски маскируются.
Милые юные (на общем фоне) создания -скорее всего, аспиранты. Нередко оказываются особо злобными и опасными по педагогической незрелости; сами всего боятся, поэтому дерут три шкуры.
Смешные, среднего возраста экземпляры - очень часто болезненно воспринимают любое веселье (а иногда и просто переговоры) на своих парах, т.к. принимают все на свой счет. За что отыгрываются во время сессии. Один "весёлый" зачет мы сдавали четыре раза просто потому, что на паре приспичило поспорить с товарищем (по теме).
Разогнанные. Это такие милые люди, которые диктуют всё очень важное с такой скоростью, что ручки дымятся уже к середине пары. Они же часто на модулях ставят "3" только за то, что почерк непонятный. Можно защитить работу (прочесть, что написано) и повысить балл.
Преподаватели, которые много пишут и показывают. Чаще всего благосклонны к студентам, заинтересованным в предмете, могут многое рассказать и посоветовать, надо только не бояться спрашивать и делать. Они преподносят материал так, что он сам лезет в память. Спасибо!
Благожелательные люди в возрасте - тёмные лошадки, ждать можно чего угодно. Будьте бдительны! С ними можно общаться, опираясь на знание Положения о модульном контроле. Правда, некоторые его игнорируют в пользу личной трактовки.
"Родители" (они ведь нас всю жизнь учат). Самое главное: не надо о них забывать. Хоть мы резко стали взрослыми и самостоятельными, они-то помнят, что до этого большую часть этой самой своей жизни (пока большую) мы были на редкость неисполнительными и глупыми. Переубедить их очень сложно, тем более что их советы иногда оказываются весьма дельными. Да и нам порой хочется иметь возможность почувствовать себя детьми. И чем мы становимся старше, тем больше нужны своим "родителям", поэтому каждая мелочь, рассказанная о Своей Новой Жизни, будет проявлением внимания.
3. Конспекты
Первое время со всех концов аудитории звучат вопросы: "А какую тетрадку заводить?" К концу года становится очень понятно, насколько смешной это вопрос. Среднюю. Или лучше большую. В клеточку. Внутри надо отметить: себя, предмет, Ф.И.О. лектора, зачёт/экзамен, количество работ, сроки, требования для допусков. И временами обращать внимание на написанное, иначе вы легко станете «хвостатым» гостем деканата просто потому, что вовремя не сдали работы и к сессии не допущены. Вовремя сданные работы вообще существенно упрощают жизнь: ваша совесть чиста, у преподавателей о вас хорошее впечатление, допуск есть, материал проработан без спешки и суеты. Самое сложное - заставить себя заняться новым непонятным делом. Пусть утешением станет то, что рано или поздно им заняться всё равно придётся. Редко удаётся "проскочить". Потерянные конспекты можно счастливо обрести у вахтерш (если уборщицы не выкинут, а пожалеют и отнесут им).
Конспект - очень полезная штука. Потому как в процессе начитки лекции всё понятно, а по прошествии недели становится неясно, на каком языке разговаривает преподаватель. Кроме того в конспекте содержится процентов семьдесят того, что понадобится на модуле (а это немало!). Порой сложновато заставить себя водить ручкой по бумаге, особенно когда что-то непонятно или лектор рассказывает всё в окно или в пол. Но надо. А еще лучше - со своими пометками (комментариями лектора), они очень выручают. Но можно, конечно, и у одногруппника с хорошим почерком взять на ксерокопию. Кстати, о ксерокопиях - это теперь постоянная статья расходов.
4. Аудитории и корпуса
Первое время мы ходили с картой расположения
корпусов. Особенно долго и
мучительно искался 6-й. А
3-й, хоть и у всех на виду,
аудитории прячет в самых
неожиданных местах. Но
ничего, опытные товарищи
со старших курсов не оставят вас в беде, подскажут со
снисходительной лукавой
улыбкой. Есть ещё вахтёрши, они знают всё. С удовольствием зададут направление движения всем
желающим.
5. Возможности
Возможности для самореализации открываются самые разные. Надо только стремиться куда-то попасть. Есть вариант заняться углублённым изучением декламаторского искусства в "Софийности", написанием статей: научных в специзданиях университета или ненаучных в "Донецком политехнике"; можно участвовать в КВН и конкурсах красоты, фотовыставках, олимпиадах по предметам; посещать секции танцев, плавания, тяжелой атлетики (по части спорта возможности вообще открываются сказочные); увлечённые иностранными языками могут дополнительно совершенствовать свои знания по терминологии специальности... Если есть желание, но не хватает информации, обращайтесь к профоргам групп или в тот же "Донецкий политехник" - они-то уж точно её добудут. В общем, успехов и будьте счастливы! Сделайте грядущие годы самыми лучшими в вашей жизни!
София ИВАНОВА, выпускница ДонНТУ
|