Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.

Конспектированию тоже надо учиться

Конспектирование лекций - неотъемлемая и очень важная часть процесса обучения в вузе. Конспект - это краткое (именно краткое) изложение лекции, книги или другой информации. Основные положения лекции преподаватели вуза обычно излагают в более медленном темпе и их можно записать без особого труда. При наличии навыков можно законспектировать до 150-ти словвминуту. Поэтому очень важно уже с первого курса работать над совершенствованием приемов конспектирования.

Известно несколько видов памяти: слуховая, зрительная, двигательная (моторная), логическая; их сочетание позволяет понять, усвоить и запомнить учебную информацию. Очень редко встречаются студенты, которые не конспектируют лекции, полагаясь на слуховую и зрительную память, но в подавляющем большинстве случаев конспектирование необходимо даже при наличии учебников (а тем более при их нехватке).

Конспект как бы суммирует и обобщает увиденное и услышанное, при этом процесс писания помогает запоминанию. Студент знакомится с новыми понятиями, терминами, законами, определениями; вслед за лектором он осмысливает информацию и фиксирует ее в конспекте, который оказывает существенную помощь при подготовке к экзамену. Основой рационального конспектирования является скоропись, которую необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

При конспектировании применяются различные сокращения слов и даже предложений. Приведем пример. Лектор говорит: "Значительная часть работ знаменитого Галилея была посвящена решению задач о зависимости между размерами балок и других брусьев и теми нагрузками, которые могут выдержать эти элементы конструкций". Студент, внимательно выслушав, записывает: "Галилей решал задачи зависимости размеров балок (брусьев) от нагрузок". Смысл предложения сохранен, а объем записи значительно уменьшен. Много сокращений в математике, когда условные знаки заменяют слова (равно, не равно, не более и т.д.). Конечно, у каждого студента могут быть и свои условные знаки, важно только, чтобы записи и обозначения в конспекте были доступны и понятны ему самому.

Наиболее важные места в конспекте можно выделять с помощью восклицательных знаков (одним, двумя, тремя - в зависимости от важности материала). Большой буквой Т можно отметить выводы и доказательства (теория), а буквой 3 - задачи. Окончательные формулы полезно заключать в рамку.

При вычерчивании на глаз даже простейших фигур (круг, кольцо, квадрат) возникают искажения из-за иллюзии зрения, поэтому можно сначала фигуру оконтурить карандашом, поворачивая ее наопределенныйугол, азатем обвести ручкой. Для повышения мыслительной деятельности нередко требуется активизация правого мозгового по¬лушария. Одним из приемов может быть периодическое писание и черчение другой рукой (для правшей - левой). С непривычки это делать довольно трудно, поэтому такие навыки целесообразно сначала практиковать во внеурочное время.

При вычерчивании на глаз даже простейших фигур (круг, кольцо, квадрат) возникают искажения из-за иллюзии зрения, поэтому можно сначала фигуру оконтурить карандашом, поворачивая ее наопределенныйугол, азатем обвести ручкой. Для повышения мыслительной деятельности нередко требуется активизация правого мозгового полушария. Одним из приемов может быть периодическое писание и черчение другой рукой (для правшей - левой). С непривычки это делать довольно трудно, поэтому такие навыки целесообразно сначала практиковать во внеурочное время.


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2014