Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                                   ЮБИЛЕЙНАЯ ЛЕНТА


СТУДЕНЧЕСКОМУ КЛУБУ – 65!
(РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД)

         В конце октября наш вечно юный, энергичный, блистающий талантами студенческий клуб (Студенческий центр культуры) отметил свое 65-летие. С историей его создания и становления читателей газеты знакомит директор музея истории ДонНТУ Л.Д. КОВАЛЕВА.
         Культурно-просветительская и культурно-массовая работа в нашем вузе всегда была важной частью его жизни с самого момента создания ДонНТУ в 1921 г.

Донецкий горный техникум
(1921-1926 гг.)

         Здесь этой работой занимались в основном профсоюзные организации. Профбюро организовывали и проводили вечера художественной самодеятельности, культпоходы и экскурсии. Силами кружковцев на подшефных шахтах устраивались спектакли и концерты. Студенты-культармейцы работали в школах по ликвидации неграмотности.

Донецкий горный институт
(1926-1935 гг.)

         В 1933 г. при нем был организован Университет культуры, в состав которого входили три факультета: исторический, литературный, факультет искусств. Только за 1933-1934 учебный год было прочитано 11 лекций по театральному и музыкальному искусству и проведено четыре концерта. Факультет искусств, на котором было два отделения – хоровое и фортепиано, стал самым многочисленным по количеству студентов и насчитывал около 150 человек.

Донецкий индустриальный институт
(1935-1960 гг.)

         В конце 30-х годов в ДИИ работали кружки художественной самодеятельности, литературный, джаз-оркестр, хор. Но приоритетными направлениями в свободное от учебы время считались физкультурная и оборонно-массовая работа.
         В сентябре 1939 г. в вузе был организован студенческий ансамбль песни и пляски, насчитывавший около 300 человек. В довоенные годы он проводил культурно-просветительскую и культурно-массовую работу не только в институте, но и во всем городе.
         После окончания Великой Отечественной войны возобновление культурной жизни в вузе было связано с восстановлением в 1947 г. разрушенного Большого наклонного зала в 3 учебном корпусе. Здесь по субботам демонстрировали фильмы, а вечером устраивали танцы под патефон и гармонь.
         С восстановлением Большого актового зала (БАЗ) в 1 учебном корпусе начали проводиться идеологически выдержанные вечера отдыха по традиционному сценарию: лекция, концерт художественной самодеятельности и танцы в вестибюле корпуса.
         В 1951 г. «в целях улучшения политико-воспитательной и культурно-массовой работы» в ДИИ был создан студенческий клуб, который объединил художественную самодеятельность и работу Университета культуры.
         В 50-е годы ядром художественной самодеятельности стал хор. Общеинститутским руководил известный донецкий композитор и дирижер Б.И. Векслер. На факультетах также были свои хоры. Участником студенческих концертов как солист и конферансье в эти годы выступал Витольд Пак, впоследствии д.т.н., профессор, завкафедрой высшей математики, лауреат Государственной премии СССР.
         Был создан также драматический коллектив под руководством заслуженного артиста Украины Е. Галинского и поставлен ряд спектаклей. В апреле 1957 г. в БАЗе состоялась премьера спектакля по пьесе Б. Кузьмичева «Возвращение», позже был показан второй спектакль «Юлия Величко» Л. Синельникова. Студенты-актеры, несмотря на отсутствие опыта и необходимых декораций, играли с большим энтузиазмом. Им рукоплескали и в других вузах Донецка, а также на импровизированных сценах шахт и заводов области.
         В 1956 г. в ДИИ впервые состоялся студенческий фестиваль. Факультеты соревновались в номинациях «Хор», «Сольные выступления», «Художественное чтение». Первое место занял горный факультет.
         Председатель правления студенческого клуба П. Шевлюков курировал организацию и проведение вечеров, демонстрацию фильмов в БАЗе и БНЗ. По решению администрации вуза и парткома был создан также художественный совет, призванный улучшить работу коллективов художественной самодеятельности и осуществлять контроль репертуара и качество исполнения.
         В конце 50-х при студклубе был создан оперный коллектив, который замахнулся даже на постановку оперы С. Рахманинова «Алеко». Среди его участников был и студент Анатолий Соловьяненко. Став преподавателем, он не прекращал занятия в вокальном кружке. Красивый голос, исполнительская манера, внешнее обаяние молодого самодеятельного певца привлекли к себе внимание специалистов. Анатолия Борисовича направили на стажировку в Италию в знаменитый театр «Ла Скала». Затем он стал солистом Киевского театра оперы и балета, пел на лучших оперных сценах мира. Его талант отмечен званиями народного артиста, лауреата Государственной премии.
         В 1958 г. была создана киностудия «ДИИ-фильм». Администрация приобрела необходимый инвентарь, и студенты приступили к созданию вначале кинозарисовок из жизни вуза, а позже и художественных фильмов.
        В 1959 г. произошло два знаменательных события: как самостоятельное подразделение на общественных началах стал работать факультет культуры и был организован Студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ).

Донецкий политехнический институт
(1960-1993 гг.)

         Одним из создателей, а позже и режиссером СТЭМА, был студент металлургического факультета Константин Валиц. Новая форма студенческого самодеятельного творчества быстро приобрела сторонников. Так, в 1960 г. из 5 тысяч студентов вуза в художественной самодеятельности участвовали около 200 человек, из них почти 50 – в СТЭМе.
         В 1962 г. на базе СТЭМа был создан Клуб веселых и находчивых. Организатором и капитаном самой первой команды КВН ДПИ был М. Краснянский. И сразу же между факультетами развернулась острая борьба за первенство в игре.
         В числе лидеров в разные годы были команды горного, электротехнического, горномеханического факультетов. В 60-70-е гг. движение КВН в институте крепло. Его качеству способствовала продуктивная деятельность руководителя студклуба И. Борца и режиссера В. Лившица. В 1975 г. И. Борц впервые организовал в вузе праздник юмора и смеха – Юморину. Со временем ей уже были малы БАЗ и БНЗ, она стала общегородской, длилась несколько дней и проходила в одном из лучших залов Донецка – Дворце культуры ДМЗ. В 80-е гг. самодеятельные артисты ДПИ были востребованы не только у себя, где в течение семестра давали свыше 30 концертов, но и в других вузах. Игорь Борц также создал новую форму смотра художественной самодеятельности «Дебют», где студенты-первокурсники раскрывали свои таланты в различных жанрах
         В конце марта 1973 г. студклуб ДПИ впервые провел конкурс театрального искусства, в котором приняли участие восемь факультетов. Первое место занял металлургический, в чем безусловная заслуга режиссера К.А. Валица. В 1974 г. студенческий театр ДПИ был признан лучшим в области, а лучшим актером – студент горного факультета В. Левит (впоследствии д.т.н., профессор, лауреат Государственной премии). Широкую популярность вузу принесла знаменитая в конце 80-х – начале 90-х сборная команда КВН ДПИ и УПИ «Дрим Тим», участвовавшая в финалах всесоюзных игр. Особую любовь зрителей снискали М. Агранат, Ф. Гапоненко, С. Сивохо…
         Популярным среди студентов был вокально-инструментальный жанр. Практически на каждом факультете был свой ВИА. Ансамбль горняков «Солнечный камень» под руководством студента горного факультета О. Мороза (ныне профессор горного факультета) даже участвовал во Всесоюзном фестивале ВИА «Серебряные струны» и получил звание лауреата.

© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2016