Предстоящее в недалёком будущем прекращение подготовки специалистов в Украине создаёт прецедент, обусловленный стремлением каждого вуза осваивать программы магистратуры вне зависимости от своих технических
возможностей и квалификационного уровня преподавательского персонала. Поэтому, именно с целью предупреждения тенденции снижения качества магистерской подготовки, содействия укрупнению вузов, прекращению деятельности учебных
заведений, имеющих низкие показатели качества, МОН Украины приняло решение о статусе исследовательского университета как учебного заведения, имеющего исключительные полномочия подготовки магистров-исследователей, а
постановлением Кабмина Украины от 17.02.2010 г. утверждена "Концепция деятельности исследовательского университета". Критерии, которым такой университет должен соответствовать, весьма жёсткие. Вот некоторые из них,
относящиеся к университету в целом, но определяемые деятельностью выпускающих кафедр.
1. Защищённые кандидатские диссертации за 5 лет - 300
2. Защищённые докторские диссертации, за 5 лет - 50
3. Научные монографии и учебники за 5 лет - 200
4. Средняя численность штатных докторов наук за 5 лет - 150
5. Средняя численность штатных кандидатов наук за 5 лет - 500
6. Патенты и лицензии за 5 лет - 50
7. Количество штатных работников НИИ в составе университета - 300
8. Индекс цитирования в SCOPUS - 150
9. Специальности аспирантуры и докторантуры - 70
10. Количество аспирантов и докторантов - 500
11. Профессора и доценты, которые имеют право руководить аспирантами, докторантами - 650
12. Проведение научных конференций - 10
Анализ этих критериев позволяет сделать вывод о всё более возрастающей роли научных исследований, проводимых в вузе. Однако ряд их положений нельзя назвать бесспорными или, по крайней мере, легко
выполнимыми. Здесь уместны следующие комментарии.
Возможности любого университета по защищённым диссертациям определены количеством аспирантов, докторантов и соискателей. В качестве резерва может быть рассмотрен контингент преподавателей, ранее окончивших
аспирантуру, но не защитивших диссертации. Как правило, этот контингент сотрудников либо ограничивает себя текущей учебно-методической работой, либо совмещает свою деятельность в вузе с частным бизнесом. Реальной мотивацией
их научной активности может стать только условие продления трудового договора, а именно -защита диссертации в согласованные сроки.
При перспективном же планировании подготовки аспирантов важно учитывать: - наличие контингента (среди студентов старших курсов), желающего и способного выполнять диссертационные исследования (диссертабельный контингент);
- наличие на кафедрах учёных, способных результативно руководить подготовкой аспирантов; - возможности выпус-кающих кафедр по трудоустройству выпускников аспирантуры при безусловном обеспечении 100%-й занятости преподавателей, не достигших
пенсионного возраста, и распределении учебной нагрузки среди преподавателей-пенсионеров по остаточному принципу.
Последний пункт считаю важнейшим, поскольку на подготовку высококлассного преподавателя уходят годы, и если кафедра не будет привлекательна для творческой молодёжи, на ней со временем придётся повесить
большой амбарный замок.
Активизация деятельности преподавателей по подготовке учебников с грифом Минобразования и науки Украины реальна, но это не исключает активизации деятельности учёных университета по подготовке научных
монографий. В связи с этим считаю целесообразным на этом направлении сосредоточить усилия молодых учёных, недавно защитивших диссертационные работы.
Выполнение количественных показателей в приведенном выше перечне требует ужесточения контроля за выполнением преподавателями индивидуального плана в части подготовки учебно-методических пособий, научных
публикаций. Здесь можно много говорить о мотивациях и стимулах в написании научных статей, однако факты говорят о следующем: максимальная творческая активность при публикации научных статей сегодня обусловлена: - перспективой защиты диссертаций (аспиранты и их руководители);
- перспективой получения учёного звания.
Анализ же рейтинговых показателей деятельности преподавателей указывает на наличие контингента сотрудников, имеющих учёные степени, которые самоустранились от научной работы и даже не помышляют о
публикации научных статей в сборниках трудов ВАК Украины. В связи с этим реальной мерой воздействия здесь может служить принципиальный подход при продлении трудового договора, избрании на должность на очередной период работы.
В частности, может быть рекомендовано доктора либо кандидата наук, не выполнившего план работы в рамках НИР, не публикующего научных статей (а такие "учёные", к сожалению, есть), избирать на должность старшего преподавателя
как персону, самоустранившуюся от научной работы. Это позволит активизировать научную деятельность преподавателей, избавиться от балласта в научной среде и не подавать дурной пример творческой молодёжи.
"Концепция критериев…" предполагает, что к учебному процессу на выпускающей кафедре могут быть привлечены штатные учёные отраслевых НИИ. Это вполне выполнимо. Однако вместе с этим целесообразно расширение
кадрового состава НИЧ университета на основе развития хоздоговорных и госбюджетных НИР, активизации научных исследований в университете, в том числе с использованием лабораторной базы профильных отраслевых НИИ с привлечением
к научным исследованиям не только учёных университета, но и руководимых ими магистрантов.
В целом количественные показатели "Концепции…" не беспроблемны в достижении, но выполнимы. А выполнение их послужит достойной цели сохранения и преумножения высокого качества высшего образования в Украине.
К. МАРЕНИЧ, заведующий кафедрой ГЭА им. Р.М. Лейбова,зам. декана фКИТА по научной работе
|