Газета Донецкого национального технического университета
Главная    Подписаться на рассылку    Архив    ДонНТУ     
Донецкий политехник

ПОКАЗАТЕЛИ НЕ БЕСПРОБЛЕМНЫ В ДОСТИЖЕНИИ, НО ВЫПОЛНИМЫ
на пути к исследовательскому университету

Предстоящее в недалёком будущем прекращение подготовки специалистов в Украине создаёт прецедент, обусловленный стремлением каждого вуза осваивать программы магистратуры вне зависимости от своих технических возможностей и квалификационного уровня преподавательского персонала. Поэтому, именно с целью предупреждения тенденции снижения качества магистерской подготовки, содействия укрупнению вузов, прекращению деятельности учебных заведений, имеющих низкие показатели качества, МОН Украины приняло решение о статусе исследовательского университета как учебного заведения, имеющего исключительные полномочия подготовки магистров-исследователей, а постановлением Кабмина Украины от 17.02.2010 г. утверждена "Концепция деятельности исследовательского университета". Критерии, которым такой университет должен соответствовать, весьма жёсткие. Вот некоторые из них, относящиеся к университету в целом, но определяемые деятельностью выпускающих кафедр.

1. Защищённые кандидатские диссертации за 5 лет - 300

2. Защищённые докторские диссертации, за 5 лет - 50

3. Научные монографии и учебники за 5 лет - 200

4. Средняя численность штатных докторов наук за 5 лет - 150

5. Средняя численность штатных кандидатов наук за 5 лет - 500

6. Патенты и лицензии за 5 лет - 50

7. Количество штатных работников НИИ в составе университета - 300

8. Индекс цитирования в SCOPUS - 150

9. Специальности аспирантуры и докторантуры - 70

10. Количество аспирантов и докторантов - 500

11. Профессора и доценты, которые имеют право руководить аспирантами, докторантами - 650

12. Проведение научных конференций - 10

Анализ этих критериев позволяет сделать вывод о всё более возрастающей роли научных исследований, проводимых в вузе. Однако ряд их положений нельзя назвать бесспорными или, по крайней мере, легко выполнимыми. Здесь уместны следующие комментарии.

Возможности любого университета по защищённым диссертациям определены количеством аспирантов, докторантов и соискателей. В качестве резерва может быть рассмотрен контингент преподавателей, ранее окончивших аспирантуру, но не защитивших диссертации. Как правило, этот контингент сотрудников либо ограничивает себя текущей учебно-методической работой, либо совмещает свою деятельность в вузе с частным бизнесом. Реальной мотивацией их научной активности может стать только условие продления трудового договора, а именно -защита диссертации в согласованные сроки.

При перспективном же планировании подготовки аспирантов важно учитывать:
- наличие контингента (среди студентов старших курсов), желающего и способного выполнять диссертационные исследования (диссертабельный контингент);
- наличие на кафедрах учёных, способных результативно руководить подготовкой аспирантов;
- возможности выпус-кающих кафедр по трудоустройству выпускников аспирантуры при безусловном обеспечении 100%-й занятости преподавателей, не достигших пенсионного возраста, и распределении учебной нагрузки среди преподавателей-пенсионеров по остаточному принципу.

Последний пункт считаю важнейшим, поскольку на подготовку высококлассного преподавателя уходят годы, и если кафедра не будет привлекательна для творческой молодёжи, на ней со временем придётся повесить большой амбарный замок.

Активизация деятельности преподавателей по подготовке учебников с грифом Минобразования и науки Украины реальна, но это не исключает активизации деятельности учёных университета по подготовке научных монографий. В связи с этим считаю целесообразным на этом направлении сосредоточить усилия молодых учёных, недавно защитивших диссертационные работы.

Выполнение количественных показателей в приведенном выше перечне требует ужесточения контроля за выполнением преподавателями индивидуального плана в части подготовки учебно-методических пособий, научных публикаций. Здесь можно много говорить о мотивациях и стимулах в написании научных статей, однако факты говорят о следующем: максимальная творческая активность при публикации научных статей сегодня обусловлена:
- перспективой защиты диссертаций (аспиранты и их руководители);
- перспективой получения учёного звания.

Анализ же рейтинговых показателей деятельности преподавателей указывает на наличие контингента сотрудников, имеющих учёные степени, которые самоустранились от научной работы и даже не помышляют о публикации научных статей в сборниках трудов ВАК Украины. В связи с этим реальной мерой воздействия здесь может служить принципиальный подход при продлении трудового договора, избрании на должность на очередной период работы. В частности, может быть рекомендовано доктора либо кандидата наук, не выполнившего план работы в рамках НИР, не публикующего научных статей (а такие "учёные", к сожалению, есть), избирать на должность старшего преподавателя как персону, самоустранившуюся от научной работы. Это позволит активизировать научную деятельность преподавателей, избавиться от балласта в научной среде и не подавать дурной пример творческой молодёжи.

"Концепция критериев…" предполагает, что к учебному процессу на выпускающей кафедре могут быть привлечены штатные учёные отраслевых НИИ. Это вполне выполнимо. Однако вместе с этим целесообразно расширение кадрового состава НИЧ университета на основе развития хоздоговорных и госбюджетных НИР, активизации научных исследований в университете, в том числе с использованием лабораторной базы профильных отраслевых НИИ с привлечением к научным исследованиям не только учёных университета, но и руководимых ими магистрантов.

В целом количественные показатели "Концепции…" не беспроблемны в достижении, но выполнимы. А выполнение их послужит достойной цели сохранения и преумножения высокого качества высшего образования в Украине.

К. МАРЕНИЧ, заведующий кафедрой
ГЭА им. Р.М. Лейбова,зам. декана фКИТА
по научной работе


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2010