Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.

Международное сотрудничество

МАШИНОСТРОЕНИЕ И ТЕХНОСФЕРА XXI ВЕКА: ВЧЕРА, сегодня, завтра

В конце сентября в Севастополе состоялась XXI международная научно-техническая конференция «МАШИНОСТРОЕНИЕ И ТЕХНОСФЕРА XXI ВЕКА», организованная Международным союзом машиностроителей, ДонНТУ и рядом организаций различных стран мира. Организатором и вдохновителем этой и 20 предыдущих конференций является заместитель директора ИМС, заведующий кафедрой технологии машиностроения профессор А.Н. Михайлов.

С каждым годом расширялась география участников конференции, и сейчас в ней участвуют представители 18 стран, при этом в сборниках трудов каждой конференции публикуются работы ученых и специалистов из 25–30 стран.

Если суммировать сделанное за все годы, то результаты получатся более чем внушительные. В работе конференций приняло участие в общей сложности более пяти тысяч человек; издано более 80 сборников научных трудов, в которых опубликовано более шести тысяч тезисов докладов и статей ее участников; на конференциях рассмотрены, обсуждены и рекомендованы к защите более 30 докторских и 100 кандидатских диссертаций; по инициативе и рекомендациям участников конференций осуществляется издание следующих трех научно-технические трудов и журналов.

Конференции в Севастополе стали прародителем ряда научно-технических, научно-практических, методических конференций и семинаров, в том числе в Таганроге и Тунисе.

На базе Севастопольской конференции в 2000 году создана Международная общественная организация «Международный союз машиностроителей», в которую входят представители 21 страны и работает 20 представительств в различных странах мира.

Благодаря ежегодному проведению конференции ее участники организовывают совместные международные проекты, выполняют договора, налаживаются научно-технические связи между учеными и специалистами в различных отраслях народного хозяйства.

На основе выполняемых исследований и сотрудничества ученых созданы и успешно развиваются новые научные направления в области машиностроения.

ВСЛЕД ЗА СЕВАСТОПОЛЕМ - ТУНИС

Вслед за конференцией в Севастополе, с 7 по 16 октября, была проведена VIII международная научно-методическая конференция “СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОСФЕРЫ И ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ”, организованная Международным союзом машиностроителей, кафедрой технологии машиностроения ДонНТУ, Технологическим институтом Кефа (Тунис), Высшей инженерной школой сельскохозяйственного оборудования Меджез-эль-Баб, Организацией франкофонных университетов, Харьковским государственным университетом питания и торговли. В ней приняли участие представители шести стран: Украина, Россия, Польша, Чехия, Грузия и Тунис.

В ходе конференции состоялся обмен научно-технической информацией, рассмотрены вопросы создания и развития новой техники и технологий, подготовки инженерных кадров, интеграции в Европейскую систему университетского образования, разработаны совместные научные программы и др. Доклады звучали на французском, русском и украинском языках. Они отличались актуальностью, научной и методической новизной, практической ценностью, отражали производственный опыт, в достаточно полной мере раскрывали состояние и перспективы развития машиностроения, а также особенности инженерного образования в различных странах.

Были также рассмотрены возможности сотрудничества высших технических школ Украины и Туниса в области подготовки специалистов, привлечение выпускников вузов Туниса для обучения в магистратуре и аспирантуре ДонНТУ, обмена студентами для прохождения производственной практики. Кроме того члены делегации встретились со студентами и преподавателями, посетили промышленные предприятия.

Следующая, девятая, конференция будет проведена в 2015 г. в тунисском городе Магдия .

ДОБРАЛИСЬ ДО ГВИНЕИ

Доцент кафедры Электротехники ЭТФ В.А.Сажин более года проходил научно-педагогическую стажировку в Технологическом институте г. Маму (Республика Гвинея), где преподавал электротехнические дисциплины. Мы попросили его рассказать об особенностях учебного процесса в этом вузе.

- Раскладка часов в Технологическом институте, где я работал, стандартная: дисциплина рассчитана на 60 аудиторных часов, из них 30 – лекции, 30 – практические занятия, и еще 30 часов отводится на самостоятельную работу студентов.

Следует отметить, что студенты занимаются шесть дней в неделю. Дополнительные курсы могут читаться и в воскресенье. Пятница – короткий день (4 часа занятий) – в связи с общей пятничной молитвой. На территории Технологического института находится Моске – мусульманская часовня.

Продолжительность обучения – восемь семестров. В течение последнего семестра студенты пишут дипломную работу и отчитываются за накопившиеся за время учебы долги. Институт финансируется в зависимости от количества студентов, поэтому существует особая заинтересованность в максимальном выпуске студентов. В этом году учебный год завершился 28 июня. Это связано с главным мусульманским праздником Рамадан (28 июля) и с предшествующим ему месяцем подготовки к нему– Карем (начиная с 29 июня).

Вручение дипломов выпускникам Технологического института – это праздник всего города Маму, на который всегда приглашаются министр образования, губернатор, руководители страны, общественных и религиозных организаций, силовых структур и т. д. Процедуру вручения дипломов широко освещают в прессе, на радио и телевидении.

- А каковы результаты стажировки?

- По результатам стажировки разработан совместный учебный курс «Электрические машины» с учетом особенностей преподавания в Технологическом институте г.Маму. В этом курсе нашли отражение особенности в методах работы и способах подачи изучаемого материала, которые связаны, прежде всего, с отсутствием лабораторной базы, что приходилось восполнять многочисленными примерами практического применения рассматриваемого материала.

Таким образом, учебная дисциплина «Электрические машины», читаемая в ДонНТУ как раздел общего курса электротехники, была адаптирована к условиям работы в Технологическом институте г.Маму. В настоящее время совместно с гвинейскими коллегами разработан и подготовлен к изданию учебный курс «Электрические машины».

Во время стажировки была также организована проверка уровня знаний преподавателями французского языка. Контроль проводила гвинейские представители Альянс Франсез в два этапа: первый – письменный, второй – устный. На подготовку выделялось 4 дня. Из существующих 6 уровней нужно было показать знания на уровне В1, что и было сделано. В первой группе из 15 человек я показал лучший результат. Это свидетельствует о правильной организации подготовки сотрудников ДонНТУ для преподавания в студенческих группах, обучающихся на иностранных языках, в частности – французском.


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2014