Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.
Донецкий политехник

РИТОРИКА В ДОННТУ


Покуда человек молчит,

не виден дар его, порок сокрыт.

Саади

Когда в 2007 г. в одном из номеров газеты «Зеркало недели» появилась статья Г. Клочека «Королева искусств на задворках образования», по предложению ректора нашего вуза было принято решение о введении в магистерскую программу дисциплины «Риторика». Это наука о красноречии, ораторском искусстве и мастерстве публичного выступления, которая, кстати, преподаётся во всех ведущих университетах мира.

Прошло пять лет с того момента, когда большинство аспирантов и магистрантов ДонНТУ, занимаясь риторикой, осознали смысл высказывания мудрого Саади: «Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал». За эта годы курс «Риторика» прошёл проверку на «законность» места в магистерской и ас¬пирантской программах в рамках кредитно-модульно-рейтанговой педагогической технологии. Своё отношение к нему высказали студенты, ответив на следующие вопросы:

1. Ваше отношение к дисциплине «Риторика» в вузе.

2. Достоинства и недостатки при прохождении курса «Риторика».

3. Могутли магистранты и аспиранты излагать некоторые разделы риторики вместо преподавателя?

Несмотря на огромное количество ответов, они в главном сводятся к общему мнению, представленному магистрантами в следующих суждениях:

М. Борейко, УПЭТ-ОЭм

1. Дисциплина «Риторика» является очень важной. Она помогает научиться красиво и чётко излагать свои мысли, общаться на любую тему и заинтересовать аудиторию своим рассказом.

2. Главным недостатком курса я вижу его позднее введение в учебную программу. Я считаю, что данную дисциплину необходимо читать не на пятом курсе, а на первом или втором. Достоинства курса перечислены мной в ответе на первый вопрос.

3. Да, могут. Магистранты уже имеют достаточный объём знаний и опыт публичных выступлений и могут излагать не только некоторые разделы дисциплины «Риторика», но и других дисциплин.

О.Бондарева, ЭПР-09 м

1. Эта дисциплина учит публично выступать, преодолевая страх, правильно и грамотно говорить, владеть аудиторией. Я убеждена, что эти навыки необходимы каждому для самореализации, социального и карьерного роста. Изучение дисциплины подтолкнуло меня к более глубокому изучению отдельных аспектов психологии и ораторского искусства.

2. Безусловным достоинством является объединение теоретического изложения материала с практическим применением изученного. Недостатком, на мой взгляд, является сжатость курса.

3. Я считаю, что могут при условии тщательного анализа выбранной темы, умения владеть аудиторией.

М.Бондаренко, ЭТЭК-09м

1. Считаю предмет необходимым для изучения. Это то, что пригодится в жизни независимо оттого, буду ли я работать по своей специальности или нет.

2. К достоинствам отношу как получение общих теоретических знаний, так и возможность практики публичного выступления, совершенствования своей речи; проведения дискуссий, а также написание работы именно на ту тему, которая меня интересует, а не на ту, которую мне навязали. Недоста-ток-это предложение изучать данный курс лишь магистрантам, т.к. считаю, что умение правильно и красиво говорить полезно для всех студентов.

3. Могут, что мы и демонстрируем на занятиях. Магистрант способен проанализировать необходимую информацию и изложить ее суть.

А. Глухова, ЭТЭК-09 м

1. К какой бы сфере деятельности ни готовились выпускники ДонНТУ, им предстоит общение с людьми. Именно поэтому подготовка магистров не должна определяться только знаниями по базовым учебным дисциплинам.

Существует высказывание: «Если у вас неудачная форма изложения, то есть то, как вы говорите, то уже не имеет значения, что вы говорите, потому что всё равно вас не будут слушать». Формированию умений правильной речи и способствует курс «Риторика».

Актуальность курса, его необходимость для профессиональной подготовки обусловлена резким снижением уровня речевой культуры, общей девальвацией духовных ценностей, неуважением к современным нормам речи.

2. Введение курса «Риторика», повышающего общую культуру, способствует овладению навыками организации устной речи в определённых целевых установках и формированию практических навыков и умений.

Считаю, что «Риторику» следует изучать на более ранних курсах, что будет способствовать формированию у студентов навыков публичного выступления и применения их в различных дисциплинах.

3. Объектом курса «Риторика» является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи. Следовательно, изложение магистрами некоторых разделов учебной дисциплины позволяет получить навыки публичного выступления и закрепить полученные знания.


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2011