Газета Донецкого национального технического университета    Выходит с апреля 1921г.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КАФЕДРЫ
«ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ» В 2014 ГОДУ
И ВЗГЛЯД В ПЕРСПЕКТИВУ

             Сложные геополитические процессы, происходящие в мире, и сложившаяся ситуация в Донбассе обусловили возникновение определенных проблем и процессов в нашем университете. Это связано и с военными действиями в регионе, переходом части сотрудников, студентов и аспирантов университета в Красноармейск, отсутствием зарплат и стипендий, прекращением финансирования всех направлений деятельности вуза.
            Уходящий год был особенно сложным и напряженным и для кафедры «Технология машиностроения», так как все указанные выше проблемы отразились на ее работе. Вместе с тем в этот сложный период кафедра не остановилась в своем продвижении, сотрудники не опустили руки, а продолжали активно и творчески работать в сфере ее развития, учебного процесса, научных исследований, международного сотрудничества и других направлений деятельности. Приведу некоторые особо значимые моменты в работе нашей кафедры этого года. Ранее для проведения научных исследований и лабораторных занятий на ней были организованы новые лаборатории:
- учебно-научная лаборатория «Функциональные ионно-плазменные технологии», введена в действие в 2009 году;
- научно-исследовательская лаборатория «Функционально- ориентированные детонационные технологии», создана и построена в 2013 году.

            В этот сложный период в течение 2014 года в лаборатории «Функциональные ионно-плазменные технологии» аспиранты кафедры провели комплексные экспериментальные исследования по повышению стойкости лопаток газотурбинного двигателя ТВ 3-117 за счет их восстановления на базе применения сверхпрочных функционально-ориентированных ионно-плазменных покрытий. Здесь было предложено и проведено нанесение специальных покрытий с изменяющимися свойствами в зависимости от особенностей газовых коррозионно-эрозионных разрушений поверхностей лопаток. При этом их стойкость удалось повысить в 8-10 раз по сравнению с обычными лопатками газотурбинного двигателя, изготовленными из титанового сплава ВТ8М. Результаты этих исследований были рекомендованы для внедрения на Снежнянском машиностроительном и Луганском авиаремонтном заводах.

             Также в 2014 году в лаборатории «Функционально-ориентированные детонационные технологии» продолжились работы по совершенствованию оборудования установки для напыления различных типов покрытий: композиционных, керамических, из твердого сплава, цветных металлов и других материалов, на изделия машиностроения. Конструкция детонационной установки позволяет наносить покрытия с изменяющимися по изделию свойствами, модульными, функционально-ориентированными, градиентными и специальными покрытиями, в том числе однослойные и многослойные покрытия, напыляемые из моно-, композитных и композиционных материалов. Завершение модернизации оборудования данной лаборатории позволит изготавливать для промышленности нашего региона детали машин со специальными свойствами и параметрами.
             Кроме того кафедра «Технология машиностроения» с мая этого года начала издавать международный научно-технический журнал «Information and Innovative Manufacturing Technology». Статьи в нем публикуются только на английском языке, а в дальнейшем планируется получение для журнала европейских научных индексов, в том числе и индекс Scopus.

В мае-июле этого года сотрудники кафедры издали три выпуска международного научного сборника трудов ДонНТУ «Прогрессивные технологии и системы машиностроения», который включен в «Перечень … ВАК Украины» и в котором могут публиковаться статьи для кандидатских и докторских диссертаций. Этот сборник имеет также Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Он издается с 1993 года, в нынешнем были изданы три книги - 47, 48 и 49 выпуски. Последний рецензировался и издавался уже под звуки военной канонады, но сотрудники продолжали активно работать.
              В августе, когда многие дончане уехали из города из-за постоянных обстрелов, а другие прятались в бомбоубежищах, на кафедре было принято решение продолжить традиции проведения международных научно-технических конференций в городе Севастополе, которые она ежегодно проводила уже 20 лет подряд. Поэтому организационный комитет обратился в Министерство образования и науки Донецкой народной республики и к Правительству Российской Федерации за поддержкой и получил ее. Правительство Севастополя выделило для проведения этой конференции Деловой и культурный центр города, при этом директор Севастопольского центра профессионально-технического образования к.п.н. В.В. Медведь поселил без оплаты за проживание участников конференции из Донецка и Луганска. То есть благодаря помощи и поддержке наших коллег проведение этой конференции было успешно подготовлено.

             С 14 по 20 сентября в Севастополе прошла традиционная XXI Международная научно-техническая конференция «Машиностроение и техносфера XXI века», в которой участвовали делегаты из шести стран мира. ;Ее целью был обмен научно-технической информацией, определение перспективных путей создания и развития новой техники и технологий, разработка совместных научных программ, развитие международного сотрудничества, установление деловых контактов и коммерческих связей в данной области.
             В предыдущих конференциях обычно принимали участие ученые и ведущие специалисты из 16-18 стран мира. Такое широкое участие способствовало развитию перспективных связей и формированию традиций совместного обсуждения насущных проблем. Работа этой конференции, несмотря на сравнительную малочисленность, способствовала последующей консолидации ученых, специалистов и представителей промышленных предприятий для содействия процессу дальнейшего развития техники и техносферы в условиях видоизменяющейся глобальной экономики.
             В период работы этой конференции в Севастополе прошел XV съезд Международного союза машиностроителей (МСМ), который объединяет ученых и специалистов из 21 страны мира.
             Главным результатом этих встреч явились личные контакты ученых и специалистов различных стран, поддержка традиций общения и обмена информацией научно-технического характера. Их проведение позволило наметить основные ориентиры, определить вектор прогрессивного развития машиностроения и техносферы, а также подвести итоги развития новой техники и технологий.
            На достигнутых результатах кафедра «Технология машиностроения» не остановилась, и в конце сентября этого года был издан сборник научно-технических трудов на французском языке для VIII международной научно-методической конференции «Современные проблемы техносферы и подготовки инженерных кадров». Ее с 2007 года ежегодно проводит ДонНТУ в Тунисе при активной помощи выпускников нашего университета – профессоров и преподавателей тунисских университетов. В этом году в организации этой конференции приняли участие три тунисских университета.
           В начале октября в тунисском городе Хаммамет прошла VIII международная научно-методическая конференция “Современные проблемы техносферы и подготовки инженерных кадров”. Ее целью был обмен научно-технической информацией, определение перспективных путей создания и развития новой техники и технологий, вопросы подготовки инженерных кадров в современных условиях, интеграции в Европейскую систему университетского образования, разработка совместных научных программ, развитие международного сотрудничества, установление деловых контактов и коммерческих связей в данной области.
           На конференцию прибыли участники из шести стран мира, в том числе из двух стран Евросоюза. Активно участвовал в ней ректор Высшей инженерной школы Мэджез-эль-Баб (Тунис) профессор, д.т.н. Харуби Хассан. С этим университетом у нас заключен договор о сотрудничестве, и ежегодно на практику в ДонНТУ приезжали 20-30 студентов и магистрантов.
             В середине октября кафедра «Технология машиностроения» выпустила международный студенческий научно-технический журнал «ИНЖЕНЕР», издаваемый при кафедре с 2000 года, и в конце месяца провела XV международную студенческую научно-техническую конференцию «Автоматизация, технология и качество в машиностроении». Она была направлена на активизацию процесса научно-исследовательской работы студентов, обмен научно-технической информацией в области инженерного образования, автоматизации, создание и применение прогрессивных технологий, технологического оборудования, управления производством, повышения качества промышленной продукции, а также на развитие сотрудничества и общение студентов.
            В период ее работы также был организован международный конкурс студенческих научных работ по следующим направлениям: автоматизация в машиностроении; прогрессивные, специальные и нетрадиционные технологии; высокоэффективное технологическое оборудование; проблемы проектирования; проблемы повышения качества продукции машиностроения; организация и управление машиностроительным производством. При этом конкурсный комитет определил, что лучшими работами являются труды студентов из технических университетов Донецка, Екатеринбурга и Минска.

                Следует также отметить, что в ноябре и декабре этого года сотрудники кафедры посетили Казахский национальный технический университет (г. Алматы), Белорусский национальный технический университет (г. Минск) и Национальную Академию наук Беларуси для заключения договоров о сотрудничестве. Заведующий кафедрой «Технология машиностроения» ДонНТУ выступил с научными и информационными докладами о вузе. В декабре был перезаключен международный договор о сотрудничестве с Брянским государственным техническим университетом. Проведены переговоры с его ректором д.т.н., профессором О.Н. Федониным о шахматном обучении наших студентов в Брянске и Донецке и получению двух дипломов.
              Наша кафедра также активно работает по подготовке аспирантов по технологии машиностроения, ведется работа специализированного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. В настоящее время формируется новый состав специализированного совета, ориентированный на работу по защитам диссертационных работ в Донецком и Луганском регионах.

               Все это плюс учебный процесс – по сути дела, повседневная работа кафедры «Технология машиностроения» в обычных условиях. Поэтому наши сотрудники, ориентируясь на прежнюю нормальную работу, и в этом году успешно выполнили все стоящие перед ними задачи, несмотря на существующие проблемы и особенности, сложившиеся в нашем регионе.
              В настоящее время кафедра «Технология машиностроения» уже планирует свою работу на перспективу, а именно на 2015 год. Нам необходимо завершить модернизацию лабораторий, выполнить реструктуризацию учебного процесса, провести международные научно-технические конференции в Донецке, Таганроге, Махдии и Севастополе. Мы наметили издание журналов и сборников научных трудов ученых, специалистов и студентов, а также предусматриваем выполнение целого ряда других важнейших мероприятий, которые будут способствовать развитию кафедры и университета в целом.

А.МИХАЙЛОВ,
завкафедрой «Технология машиностроения»,
д.т.н., профессор


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2014