Четвертое десятилетие в истории
ДонНТУ (1951-1961 гг.) условно можно
назвать «Возрождение». Вся сложность
этого периода легла на плечи ректора
М.А. Богомолова. С особенностями
развития вуза в этот отрезок времени
читателей знакомит директор музея
Л.Д. КОВАЛЕВА.
Из воспоминаний доцента Л.Т. Прокофьевой:
«В 1952 г. на пост ректора ДИИ
был назначен Михаил Антонович
Богомолов. К этому времени многое
в институте было восстановлено –
студенческий городок, квартиры для
преподавателей, три учебных корпуса.
Многие лаборатории были оснащены
лучше, чем до войны. Но работа по
созданию и расширению материальной базы продолжалась. В разрешении
этих задач ректор Богомолов опирал-
ся на помощь Министерства угольной
промышленности, комбината «Донецкуголь», трестов «Донецкшахтовосстановление», «Рутченковоуголь»,
«Куйбышевуголь». Они помогали всем
возможным. В результате к 1958 г. вуз
располагал четырьмя учебными корпусами. Улучшились жилищные условия преподавателей. Около 3000 студентов жили в трех общежитиях.
В них имелись две столовые, студенческая поликлиника. Учебный процесс
вели 399 преподавателей, среди которых 153 человека имели докторские и
кандидатские степени».
Чтобы привлечь новые кадры профессорско-преподавательского состава,
надо было расширить жилищное строительство. Так, в 1956 г. были построены
дома для сотрудников Донецкого индустриального института. В одном из них,
по пр. Б. Хмельницкого, на первом этаже был открыт детсад для детей сотрудников на 100 мест. Социальная сфера
была общей заботой руководства вуза,
партийной и профсоюзной организаций.
Из воспоминаний С.В. Богомоловой, врача студенческой больницы:
«В 1952 г. была открыта поликлиника «Студенческая» в районе студгородка. Но студенты нуждались в стационарной помощи. Непросто было
построить и открыть стационар на
100 коек в те годы. Но вместе с городскими властями это было
сделано. В те годы в СССР
было всего три таких студенческих больницы (Москва,
Харьков, Донецк). Студенты
получили хороший подарок.
В любое время дня и ночи они
могли получить квалифицированную медицинскую помощь, бесплатное лечение и
питание, а при необходимости и прооперироваться».
Особенностью учебной
работы в этот период стало выполнение
закона «Об укреплении связи школы с
жизнью». Суть его состояла в соедине-
нии обучения и производственной работы. Первокурсниками преимущественно
(95%) становились молодые люди,
имевшие опыт практической работы.
Студенты 1-2 курса стационара учились
без отрыва от производства, трудясь на
заводах, шахтах, стройках. Для тех, кто
работал посменно, организовывали ду-
блирование занятий. Но время показало
неэффективность предложенной Министерством схемы высшего образования.
Многие студенты физически не справлялись с двойной нагрузкой – обучением и работой. Страдало качество подготовки. Инженера готовили почти 6 лет.
Из воспоминаний профессора
М.П. Зборщика:
«В коллективе нашего института
неоднозначно относились к этим нововведениям. В частности, М.А. Богомолов как ректор имел и твердо
отстаивал противоположную точку зрения. Он считал, что работа на
производстве в течение первых трех
семестров не принесет пользы в плане повышения качества подготовки
будущих инженерных кадров. Лучше
идти по пути увеличения сроков прохождения производственных практик. Жизнь показала, что его взгляды
были правильными и дальновидными,
и с 1964 г. такая организация учебного
процесса была изменена».
В послевоенные годы руководящие должности на многих шахтах занимали люди, не имевшие высшего технического образования. Для их переподготовки в ДИИ были открыты высшие инженерные курсы, которые действовали до 1959 г., подготовив около
2000 руководителей производств.
В 1953 г. возникла новая форма обучения – заочная. Однако и она не смогла
удовлетворить возрастающий спрос на
высшие инженерно-технические кадры
в Донбассе. Поэтому было решено открыть филиалы ДИИ в промышленных
городах области – Краматорске, Горловке, Макеевке и Торезе. Позже некоторые
их них стали самостоятельными вузами. В 1959 г. в ДИИ был открыт новый
факультет – электротехнический. Всего
же в институте готовили студентов по
23 специальностям.
Несмотря на трудности послевоенных лет, многие преподаватели вуза
вели серьезную научную работу. Она
была направлена на решение ряда важных задач, стоящих перед угольной,
металлургической, коксохимической
промышленностью страны и в первую
очередь перед промышленными предприятиями Донбасса. К началу 60-х гг.
в научной работе принимали участие
40 из 43 кафедр. По своему характеру вуз становился политехническим.
Решение о реорганизации ДИИ в Донецкий политехнический институт было
принято в марте 1960 г. К этому времени
в институте насчитывалось 8355 студентов, из них около 4000 обучались на стационаре, остальные на вечернем и
заочном отделениях. В четырех учебных
корпусах располагались 150 аудиторий,
65 лабораторий, 22 учебных кабинета.
С начала 50-х гг. в ДИИ начали обучаться поляки, венгры, чехи, китайцы,
болгары. Из воспоминаний профессора
Б.С. Панова:
«В 1959 г. в ДИИ состоялся первый
выпуск китайских студентов. Часть
из них обучалась на геологических
специальностях. Многие их них со
временем заняли высокие посты в Китае. Так, выпускник кафедры геологии
Чэнь Юйчуань стал президентом Китайской геологической академии. Юй
Чжихун и Чэнь Баофэнь – директора
НИИ минеральных ресурсов в Пекине и Тяньцзине. Цай Айли – первая в
Китае доктор наук. В 1987 г. они приезжали на научно-техническую конференцию зарубежных выпускников.
Выступая на конференции, профессор Юй Чжихун сказал: «Мы часто
вспоминаем годы учебы в ДИИ. Они
нам многое дали как в формировании
мировоззрения, так и в приобретении
профессиональных знаний. Большое
спасибо за это всем преподавателям,
которые не жалели для нас ни сил, ни
времени».
Жизнь вуза освещала газета «Советский студент», регулярно выходившая
с марта 1951 г. В 1953 г. она стала четырехполосной. С этого времени газета
еженедельно рассказывала своим читателям о жизни института.
Очень яркой и насыщенной была
культурная жизнь вуза. Среди студентов
были популярны различные направления художественной самодеятельности,
где они могли проявить свои творческие
способности в кружках – хоровом, хореографическом, драматическом, бальных
танцев, сольного пения, оркестре народных инструментов, духовом оркестре.
Одним из активных участников художественной самодеятельности был А. Соловьяненко. Ни один студенческий вечер в БАЗе первого учебного корпуса, ни
один городской смотр художественной
самодеятельности не обходились без
его участия. После окончания ДИИ он
несколько лет работал преподавателем
на кафедре инженерной графики, одновременно профессионально занимаясь
вокалом. Со временем хобби стало профессией, целью и смыслом жизни. Голос выпускника нашего вуза народного
артиста А. Соловьяненко звучал на лучших оперных сценах мира. Имя выдающегося певца носит Донецкий академический театр оперы и балета.
В 1956 г. в ДИИ впервые состоялся
студенческий фестиваль. Факультеты
соревновались в номинациях: хор, сольные выступления, художественное чтение. В 1957 г. все художественные самодеятельные коллективы института были
объединены в клуб художественной
самодеятельности. В 1958 г. была организована киностудия «ДИИ-фильм».
Администрация приобрела необходимый инвентарь, и студенты приступили
к созданию вначале кинозарисовок из
жизни вуза, а позже и игровых художественных фильмов.
В 1959 г. в культурной жизни ДИИ
произошло два знаменательных события: был создан на общественных началах факультет культуры и организован
Студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ).
Из воспоминаний доцента К.А. Валица:
«Мои студенческие годы – 1957-
1962. Я был участником, а вскоре и
одним из руководителей СТЭМа. Институтский эстрадный оркестр под
руководством А. Чумака и СТЭМ во
всех концертных выступлениях были
вместе. Мы были популярны, нас знали далеко и широко. Практически раз
в семестр у нас были гастрольные поездки в другие города по приглашению
дружественных вузов. Так, мы выступали в Московском горном, Киевском инженерно-строительном, Днепропетровском горном, Запорожском
машиностроительном институтах.
Мы чувствовали поддержку администрации вуза».
Не менее насыщенной была и спортивная жизнь. Из воспоминаний профессора В.Д. Атаманова:
«В 1956-1957 гг. в районе 1 учебного
корпуса был восстановлен силами студентов и хозчасти вуза спортивный
комплекс. В 3 учебном корпусе были оборудованы спортивные залы. В подвальных помещениях появились залы по
тяжелой атлетике и атлетизму. Во
2 студенческом общежитии был оборудован спортивный зал и раздевалки
для занятий по легкой атлетике. Как
неустанно повторял ректор М.А. Богомолов, горняк должен быть сильным, выносливым и трудоспособным».
С 1956 г. появилась новая
традиция для студентов младших курсов – помощь колхозам в уборке урожая. С одной
стороны, это время было потерей для учебного процесса,
а с другой – месяц жизни в
колхозе превращал незнакомых ранее людей в коллектив
со своими лидерами и аутсайдерами. Последний выезд
студентов на сельхозработы
состоялся в 1989 г.
Из воспоминаний доцента
М.Г. Папазова:
«Начался новый 1958 учебный год.
Мы прозанимались до 15 сентября
и, прервав занятия, нас отправили в
колхоз. Меня с двумя группами студентов-маркшейдеров в село Новоалександровка. Студентов расселили
довольно сносно. Питались все в столовой, где две местные поварихи очень
вкусно и сытно готовили для нас. Работали в основном на уборке кукурузы, ребята в поле убирали початки со
стеблей на лафет, а девушки на току
чистили их от листьев. Все работали
очень усердно, шли первыми по району. По воскресеньям мы отдыхали.
Ребята ходили на пруды ловить рыбу
и иногда приходили с хорошим уловом,
который сдавали в столовую».
Важное место в жизни студентов
50-х гг. занимала комсомольская организация.
Из воспоминаний Я.П. Погребняка, выпускника ДИИ, впоследствии одного
из руководителей Украины:
«Забот у комсомольцев и их вожаков хватало. В послевоенные годы оставались разрушенными несколько учебных корпусов и общежитий
вуза, их нужно было восстанавливать.
На этих стройках комсомольцы отработали много часов и внесли ощутимый вклад в это благородное дело.
Рядом с 3 учебным корпусом был запущенный пустырь, и комсомольская
организация нашего факультета решила разбить там парк, посадить
деревья.
Можно по-разному относиться
к прошлому: в жизни молодежных
организаций, в том числе комсомольской, было немало и наивного, надуманного. Но в целом это благотворно
влияло на молодежь. Можно прямо
сказать, что это сдерживало распущенность, пьянство, способствовало
воспитанию юношей и девушек в духе
ответственности, их росту как личностей».
Стиль и орфография авторов
воспоминаний переданы без изменений.