Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                                                                              ОБСУДИМ

КОГО МЫ ГОТОВИМ?


        Одни – видят, другие видят, если им показать,
третьи не увидят, даже если им показать
Леонардо да Винчи

        Вопрос, как оказалось, не праздный. Ибо, точно не зная цели, человек подобен кораблю, для которого любой ветер не попутный. Мы опросили студентов, что они считают главными целями своей жизни. Оказалось, что на первых местах – карьера, успех, заработок. Далее – семейные ценности и ценности государства… Как говорится, есть над чем подумать, и в этой статье попробуем найти пути коррекции этой ситуации. Опросив преподавателей, кого мы должны готовить, получили ответы: специалистов, профессионалов, магистров, бакалавров. Обозначим это общим словом «профессионал». С такой позицией не согласен директор социогуманитарного института ДонНТУ проф. Н.П. Рагозин, который выразил свое мнение на очередном заседании Института культуры ДонНТУ. Мы полностью солидарны с таким суждением. Объясним этой притчей.
        «Один директор школы посылал такое письмо каждому учителю, которого брал на работу: "Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:
- как ученые инженеры строят газовые камеры;
- как квалифицированные врачи отравляют детей;
- как обученные медсёстры убивают младенцев;
- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин...
        Поэтому я не доверяю профессионалам. Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ"!»
        Так сказать, комментарии излишни. Именно этому вопросу было посвящено выступление на очередном заседании Института культуры ДонНТУ проф. Н.П. Рагозина «Духовное производство в условиях кризиса современного общества». Его лекцию, как и другие, можно прослушать на видеоканале, который, кстати, смотрят пользователи из 83 стран мира: https://vimeo.com/user38724504
        Человек воспринимает все, что видит, слышит и ощущает, как «данные», далее он их классифицирует и получает «информацию» (относящуюся к той или иной отрасли науки), и этому уровню в информатике соответствует база данных. Затем он поднимается до уровня законов функционирования этих данных, что упрощенно можно назвать «знанием». Обладание этим знанием и характеризует того, кого мы называем профессионалом. Казалось бы, все, цель достигнута! Ведь еще Сократ сказал: «Есть одно только благо – знание, и одно только зло – невежество». В наше время Стивен Хокинг уточняет это высказывание: «Главный враг знания – это иллюзия его наличия». То есть практически любое знание можно употребить как «во зло», так и «на добро». За решение этого вопроса отвечает следующий уровень – уровень «мудрости». Не обладая мудростью, а только профессионализмом, по сути, получаются недоучки, которые считают, что «владеют знанием». Наверное, так и есть – они достигли уровня «профессионал», но уровня мудрости, увы, не достигли. И это большая проблема для общества. Это, как никогда, видно именно сейчас. Приоритеты общества размыты. Как сказано в Живой Этике: «Мы имеем ложную науку, ложное искусство и ложную религию». Цель развития человечества утеряна. И вместе с ней высшая цель образования, которое сегодня штампует «успешных людей». Решение находим в мудрости Далай Ламы: «Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, рассказчиках и любящих всех видов. Планета нуждается в людях с моралью, которые готовы включиться в борьбу, чтобы сделать мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе». Это высказывание, с нашей точки зрения, и есть уровень мудрости.
        Именно культура во всем своем многообразии занимается постижением мудрости. Ортега-и-Гассет говорит о ней как о первой миссии университета (вторая – передача специальности, третья – научная); без первой миссии вторая и третья бессмысленны. Каждый преподаватель в меру своих сил и понимания этого вопроса самостоятельно решает эту задачу (если ставит ее).
        Именно этим занимается на общественных началах Институт культуры ДонНТУ уже девятый год. Мы чрезвычайно признательны Профессорскому собранию вуза, которое активно поддерживает наш Институт культуры и участвует в его работе. Поскольку времени на обычных занятиях обычно не хватает, то именно на заседаниях Института культуры можно услышать настоящий шедевр, не стесняемый рамками как учебной программы, так и временем изложения, да и технические средства для этого имеются.
        Рерих считал, что именно корень Культуры – это тот основной фундамент, который сможет объединить всё человечество. Так, он писал: «Глубокое заблуждение полагать, что в тревожные времена можно игнорировать Культуру. Напротив, в период войн и отсутствия понимания между народами необходимость Культуры чувствуется с особой остротой».
        На одном из недавних заседаний Института культуры прекрасно выступила его экс-ректор доцент И.Ю. Мачикина. Огромный зал рукоплескал ее докладу «Гении, опередившие время: Н. Тесла и К. Циолковский». Надо отметить, что и студенты принимают активное участие в работе Института культуры – содокладчиком Ирины Юлиановны был студент ЭТФ Рустам Кадыров. Присутствующие с большим вниманием слушали оба доклада, где просматривался мостик между мудростью наставников и энергией поиска молодежи. Мы приглашаем на свои субботние занятия всех почитателей Мудрости Культуры в прекрасный актовый зал, в котором выступали В. Высоцкий, А. Дольский, В. Мессинг, А. Соловьяненко и многие другие. Сердечно благодарим наших единомышленников, а также руководство ДонНТУ и саму Судьбу, дающую уникальную возможность потрудиться во благо высоких идеалов просвещения.

С. ДЖУРА,
директор Института культуры

© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2015