ВЫСШАЯ ШКОЛА И ПРОИЗВОДСТВО.
ВАРИАНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Як показує практика, найбільш ефективними шляхами вирішення проблеми критичного відставання темпів оновлення матеріальної бази вищих навчальних закладів від темпів оновлення техніки на виробництві є застосування комп'ютерного моделювання технологічних процесів, процесів проектування та експлуатації обладнання і максимальне використання матеріальної бази сучасних підприємств.

У зв'язку з цим міністерство вважає одним з важливих завдань вищих навчальних закладів проведення широкомасштабної роботи з встановлення або відновлення тісних зв'язків з роботодавцями - замовниками фахівців або споживачами кадрів як з точки зору забезпечення процесу професійно-практичної підготовки, так і майбутнього працевлаштування випускників навчальних закладів.

"Про основні завдання вищих навчальних
закладів України на 2007/2008 навчальний рік"

На кафедре "Технология машиностроения" механического факультета хорошо понимают, что повышение уровня учебно-методической и научной работ возможно только при тесном взаимодействии и сотрудничестве с предприятиями машиностроения. Фундамент этого сотрудничества был заложен несколько лет назад, когда к участию в международных научно-технических конференциях, проводимых кафедрой в Севастополе, были привлечены руководители предприятий машиностроения Донецкой области.

Это стало возможным благодаря конструктивной помощи и конкретной поддержке со стороны Управления машиностроения Донецкой областной государственной администрации. И хотя с того времени многое изменилось и в форме собственности подавляющего числа предприятий, и в их взаимоотношениях с государством, в том числе и с таким его институтом, как высшая школа, костяк руководителей, прикипевших душой к кафедре, сохранился. И кафедра делает все возможное, чтобы развивать и укреплять эти связи, быть нужной машиностроительным заводам области.

Понимая важность контактов с руководителями, кафедра регулярно организовывает посещение предприятий с целью ознакомления преподавателей и аспирантов с новыми технологиями и оборудованием, применяемым на передовых машиностроительных заводах, с проблемами, требующими решения. Только в I-м квартале 2007 года сотрудники кафедры побывали на Ясиноватском и Снежнянском машзаводах, ЗАО "Вистек" (г. Артемовск), Торезском электротехническом заводе.

На встречах с директорами и руководством технических служб обсуждаются вопросы проведения совместных научно-технических разработок, прохождения студентами производственной практики, привлечения рабочей молодежи к обучению на механическом факультете ДонНТУ. Особо заинтересованы в направлении абитуриентов для учебы в университете руководители машзаводов с периферии области.

Во взаимовыгодных для университета и машзаводов интересах проводится производственная практика студентов кафедры. Договорами с предприятиями предусматривается возможность ее прохождения на рабочих местах, а студентам такой вариант настоятельно рекомендуется. Именно так проходит практика на базовом предприятии - машиностроительном заводе "Точмаш" (г. Донецк). При ее прохождении после третьего курса студентов на четыре недели оформляют на рабочие места - токарями, технологами, операторами станков с числовым программным управлением.

Такая форма практики обеспечивает наибольшую эффективность ее прохождения и в определенной степени помогает заводу решать весьма острую проблему нехватки рабочих, которая особенно обостряется летом. А студент С. Лютый (ТМ-04а) настолько "пришелся ко двору", что руководство цеха попросило его поработать еще месяц - до конца каникул, с чем он согласился да так ударно поработал, что предприятие повысило ему разряд токаря с 3-го на 4-й.

При определении аспирантам темы диссертации берутся во внимание сложные вопросы, требующие решения на машзаводах. Так, аспиранту кафедры Е.А Чернышеву было предложено разработать эффективную технологию изготовления стержневых изделий, обеспечивающую повышение производительности труда. Итоги работы рассмотрели научно-технические советы Артемовского машзавода "Победа труда" и Снежнянского машзавода, причем личное участие в работе советов приняли главные инженеры предприятий В.Ф. Штибен и А.М. Бровкин. Была рассмотрена и утверждена "Методика проектирования и расчета конструктивных параметров технологических роторных машин" для изготовления стержневых изделий различных номенклатур, используемых в машиностроении и быту. Предложенная молодым аспирантом технологию не просто одобрили, но и предложили рассмотреть возможность ее применения для выпуска других изделий массового производства, в т.ч. метизов, выпускаемых предприятиями по традиционной, но не самой прогрессивной технологии.

Предприятия машиностроения проявляют большой интерес к нашим выпускникам. На их распределение прибыли представители Горловского, Новогродовского, Снежнянского, Ясиноватского машзаводов, Торезского электротехнического завода, Донецких "Точмаша" и "НОРДа". Представитель каждого старался привлечь будущих молодых специалистов, а начальник отдела кадров Ясиноватского машзавода заявила, что выпускник кафедры 2006 года А. Тарабан за один год вырос до начальника одного из ведущих цехов завода.

Для помощи студентам в выборе места будущей работы на кафедре создан стенд "Снежнянский машиностроительный завод". На нем представлена история завода, информация о продукции предприятия, современных технологиях изготовления турбинных лопаток авиационных двигателей самолетов АН-140, ТУ-334, различных модификаций истребителей МИГ, и, что весьма существенно, выпускниках МехФ, занимающих на нем руководящие должности. Среди них - заместитель директора С.А. Плискин, нач. финансового отдела Р.Р. Насыбулин, нач. информационно-вычислительного центра Е.С. Костюков, зам. главного механика Герасименко В.А., зам. главного энергетика Щербаков Л.Г. и др. Стенд привлекательно оформлен, вызывает живой интерес и не исключено, что у кого-то из студентов появится желание там работать, тем более что "красной строкой" по стенду проходит фраза: "Мы всегда рады видеть на своем предприятии выпускников ДонНТУ".

Практикуется привлечение руководителей машзаводов в состав делегации ДонНТУ для участия в международных научно-технических конференциях. Директор Снежнянского машзавода А.П. Недашковский вместе с преподавателями кафедры участвовал в конференциях по машиностроению в Бухаресте и Яссах (Румыния), Таганроге (Россия). Зам. генерального директора научно-производственного предприятия "Эталон" Л.А. Петрусенко в составе делегации университета побывал в Тунисе, где участвовал в переговорах с ректоратом Высшей школы сельхозмашиностроения (г.Медьез-Эль-Баб) об обмене студентами для прохождения производственной практики, в том числе и на НПП "Эталон".

И все же основным мотивом, который может побудить руководителей (собственников) предприятий к активному сотрудничеству с высшей школой, является наличие у ученых вуза перспективных разработок, современных технологий, которые, будучи приобретены и внедрены на предприятии, быстро покроют расходы на их разработку. В этом направлении кафедрой проводятся научно-исследовательские работы по нанесению сверхпрочных покрытий на основе титана, хрома, циркония и других металлов на изделия машиностроения, в частности металлорежущие инструменты - резцы, сверла, протяжки, фрезы и т. п.

Большая твердость, высокая износостойкость, тугоплавкость, пластичность при высоких температурах и другие свойства обусловливают высокие функциональные параметры изделий с покрытиями поверхностного слоя специальными материалами. И эта технология может быть востребована любым машиностроительным заводом.

К сожалению, профинансировать работы по созданию новых технологий собственники акционерных обществ не торопятся. А как можно создать что-то новое и современное, если приобретение простейшего микроскопа вырастает в неразрешимую проблему? Не говоря уже о том, каким морально устаревшем оборудованием укомплектованы лаборатории и кафедры!

Тем не менее необходимо искать возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества университета и предприятий. И в этой связи представляется интересной инициатива ректората университета по созданию ряда научно-технических советов (НТС) по профилирующим специальностям факультетов. Главная их задача - привлечение к работе в совете руководителей промышленности с целью совместного поиска новых технических решений, разработки современных технологий, решения насущных экономических и технологических проблем. И, естественно, привлечение к решению этих задач финансовых возможностей предприятий.

Первое заседание НТС по направлению "Инженерная механика" состоялось на базе Снежнянского машзавода. В его работе приняли участие начальник управления машиностроения Донецкая облгосадминистрации А.Н. Кашников, начальники отделов того же управления Ю.В. Власов и Е.Л. Воронина, зам. Снежнянского городского головы О.А. Марштупа, представители ОАО "Азовмаш" (Мариуполь), Торезского электротехнического завода, Донецкого института ПКТИ.

Прежде чем начать работу совета, проректор ДонНТУ Е.А. Башков совместно с руководством предприятия и членами совета рассмотрели программу заседания и начали его с ознакомления членов НТС и приглашенных с производством завода.

Снежнянский машзавод Запорожского ОАО "Мотор Сич" - современное предприятие с высоким уровнем механизации и автоматизации производственных процессов, специализирующееся на выпуске комплектующих деталей для авиационных двигателей. Участники заседания посетили цеха по производству лопаток и дисков компрессора, рабочих лопаток турбины - наиболее сложных деталей авиадвигателей. Особый интерес вызвали технология точной штамповки, обеспечивающая минимальные припуски под механическую обработку, глубинное шлифование профильных поверхностей, электрохимические и электрофизические методы обработки, скоростное протягивание, вакуумное осаждение жаростойких покрытий на лопатках турбины и многое другое.

После посещения цехов участники заседания собрались в актовом зале предприятия, где и состоялось заседание НТС ДонНТУ по инженерной механике.

Открыл заседание А.П. Недашковский. Он проинформировал собравшихся, что 2007 год - это год 100-летнего юбилея предприятия "Мотор Сич" и Снежнянского машзавода как его структурного подразделения и с удовлетворением отметил, что первое заседание НТС ДонНТУ по инженерной механике проходит именно на Снежнянском машзаводе. Затем Е.А. Башков остановился на задачах, которые призваны решать научно-технические советы. Он обратил внимание членов совета на актуальность анализа перспективных направлений науки и техники, необходимость выработки предложений по формированию и ресурсному обеспечению научных и инновационных программ и проектов, на разработку рекомендаций по дальнейшему использованию результатов научных исследований.

Основной доклад - инновационные технологии, применяемые при изготовлении лопаток компрессора и турбины авиационных двигателей - сделал А.М. Бровкин.

С большим интересом были выслушаны сообщения зав. кафедрой "Технология машиностроения" проф. А.Н. Михайлова, проф. И.А. Горобца, доц. В.П. Демина, асп. Е.А. Чернышева.

Участники заседания приняли активное участие в обсуждении докладов и сообщений, рассмотрели и утвердили решение заседания НТС. В нем, в частности, отмечена целесообразность дальнейшей совместной работы с промышленными предприятиями, коммерческими структурами, государственными органами по решению актуальных научно-технических, технологических и кадровых задач.

Ну а завершить работу совета да и подвести окончательные итоги радушные хозяева предложили на значимом для города Снежное, да и всей Донецкой области месте - Саур-могиле.

Расставались участники заседания с твердым убеждением - необходимо и в дальнейшем встречаться на заседаниях совета и по возможности организовывать такие встречи на ведущих машиностроительных заводах.

Наиболее сложным при подготовке и проведении подобных мероприятий представляется привлечение к работе в НТС руководителей и собственников акционерных обществ, которыми сейчас стали практически все промышленные предприятия. И здесь университет вправе рассчитывать на помощь и поддержку со стороны облгосадминистрации, ведь научно-технический прогресс - дело общегосударственное.

Планомерная, регулярная и эффективная работа научно-технических советов - задача не из простых, но начало ее решению положено. А как говорил древнегреческий философ и математик Пифагор: "Начало есть половина всего". Надо только уверенно и целеустремленно идти к поставленной цели, а дорогу, как известно, осилит идущий.

В. ДЕМИН, доцент кафедры "Технология машиностроения"