ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ГРУППОЙ ОС-05

Дела учебные


В университете никого не удивишь тем, что первокурсники традиционно успевают хуже, чем студенты старших курсов. Нас удивило другое - что случилось в группе ОС305, которая оказалась в числе худших даже среди первокурсников, хотя обычно студенты этой специальности независимо от курсовой градации учились стабильно хорошо. По просьбе редакции своими мыслями о сложившейся ситуации в частности и учебных проблемах вообще делится зав. кафедрой ПЭиООС В.В.Шаповалов.

Конец августа 2005 года. Собрание. Студенты впервые знакомятся со своей кафедрой. Было видно, что они гордятся своим новым статусом. Их глаза говорили - мы пришли учиться. И весьма непонятным явилось то, что группа ОС-05 оказалась в числе худших.

Можно, при желании, найти множество причин, которые могли бы объяснить плохую успеваемость: это и слабая школьная подготовка, и плохая адаптация к требованиям высшей школы и т.д. и т.п. Но как тогда объяснить, что группа ОС-03,образованная всего два года назад, одна из лучших в университете? Да и группы ЭП-05 и ТТМ-05 весьма успешно адаптировались к учебе. А может, виноват модульный контроль? Нет. Беседа со студентами названных групп показала, что его поддерживают как хорошо успевающие студенты (он помогает контролировать свое время и корректировать учебу), так и довольно слабые - им, по сути, предоставляется несколько попыток сдать экзамен. Отсюда следует, что основным моментом является организация работы со студенческими группами.

Безусловно, это относится к студентам всех курсов, но особое внимание необходимо уделять первому. Процесс обучения двухсторонний: учитель-ученик. Если в группе сложилась творческая обстановка, обстановка взаимопонимания и взаимопомощи, то от такого коллектива следует ждать хороших результатов. И здесь большую, а может, решающую роль играет выбор лидера. Хорошо, если назначенный деканатом староста станет им. Ну а если нет, то группа вправе переизбирать. И в этом случае большую роль должно играть студенческое самоуправление.

Особые требования предъявляются к преподавателям, работающим с первокурсниками. Иной напоминает контролера ОТК - небольшой недостаток и в брак. Нет. У студента должен быть шанс исправить недостаток, его нужно поддержать и внушить ему уверенность в своих силах. Я думаю, что при работе с первокурсниками недопустим и такой подход к обучению, когда всех бросают в воду, а там посмотрим, кто выплывет. Учить нужно терпеливо, систематически, переходя от простого к сложному, а уж затем выпускать на глубину. Я сочувствую преподавателям, так как это тяжелая дополнительная ноша при нашей относительно невысокой зарплате и без того большой нагрузке. Но без этого мы можем лишиться тех, ради кого живем и работаем, остаться без будущего.

Хотелось бы остановиться еще на одной проблеме - самостоятельной работе первокурсников. Одной из главных задач студента является умение правильно распределить свое время. Если она не решена, накапливаются долги в виде незащищенных лабораторных работ, индивидуальных заданий и т. д.

В итоге может сложиться парадоксальная ситуация: студент успешно проходит модульный контроль, но фактически не может получить экзаменационную оценку - образуется академическая задолженность. Понятно стремление любого преподавателя дать как можно большее задание или больше заданий. Понятно также, что их выполнение принесет только пользу. Но время, к сожалению, у студента не безгранично. Если студент почувствует, что постоянно опаздывает, то фактически он для нас потерян. По этой причине в ДонНТУ разработаны указания по нормам планирования СРС (№7 от 07.04. 2005 г.), которые четко определяют количество и объем индивидуальных работ. Вместе с тем я сомневаюсь в том, что все преподаватели руководствуются им. Так, в группе ОС-05 студенты должны были выполнить в осеннем семестре по высшей математике 5 индивидуальных работ при максимально регламентируемом количестве не более 2-х в семестр. В результате 21 студент из 28 не был допущен к экзамену, что в определенной степени определило результаты сессии. Мне представляется необходимым, чтобы старосты групп, органы студенческого самоуправления имели четкую информацию о масштабах СРС по каждому предмету и контролировали это.

Я затронул лишь некоторые из проблем обучения студентов первого курса, но, может быть, их решение улучшило бы ситуацию. Хотелось бы при этом надеяться, что студенты понимают - учение это тяжелый, кропотливый, ежедневный труд и без него ни один преподаватель не в состоянии никого научить.