ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ!


Министр образования и науки Украины С.Н. Николаенко в своем письме от 30.08.06г. к руководителям вузов "Об основных задачах вузов Украины на 2006-2007 учебный год" отметил, что в системе высшего образования Украины имеют место негативные тенденции, которые проявляются в снижении уровня качества высшего образования.

Любое явление или тенденция имеют свои причины. И здесь надо четко определить, что мы можем сделать, а что находится вне сферы нашей деятельности. Если начать с последнего, то главная причина снижения качества высшего образования - нарастающее несоответствие уровня подготовки выпускников средней школы требованиям вузов. Не секрет, что без репетиторства или подготовительных курсов поступить в вуз стало весьма проблематичным. Возникло это несоответствие еще в конце 50-х годов, когда на государственном уровне был принят закон о всеобщем среднем образовании, т.е. вся молодежь, независимо от способностей и желания учиться, должна была получить аттестаты зрелости. В школе исчезли второгодники, сократилось количество переводных экзаменов, снизился общий уровень успеваемости.

Вторая причина - снижение мотивации получения высшего образования вследствие низкой оплаты труда ИТР.

Третья причина: МОН Украины, занимаясь исключительно внутренними проблемами, не уделило внимания вопросам прогнозирования потребности экономики в специалистах. Поэтому получилось так, что начали выпускать бакалавров, а потом задумались, куда их направлять работать, т.е. вопрос "кого готовить и для кого" остался открытым. Это привело к перепроизводству специалистов для одних отраслей и недопроизводству для других. В центрах занятости половина зарегистрированных - выпускники вузов, что тоже негативно сказалось на престижности высшего образования.

Чтобы привлечь абитуриентов, все вузы снизили требования на вступительных испытаниях путем сокращения их количества. И с этого момента начались проблемы в обучении слабо подготовленных студентов. Создав облегченные условия при поступлении в вуз, мы не можем, как в школе, сокращать объем дисциплин, количество экзаменов и требования к качеству знаний. Есть стандарты, есть программы дисциплин и в соответствии с ними надо работать. Возникает вопрос "Как работать?". Прежде всего, недопустим формальный подход к обучению, когда игнорируется уровень подготовки вчерашних школьников из-за чего многие студенты не способны осваивать учебный материал.

Мы подошли к главным вопросам: чему учить и как учить, как подготовить студентов к восприятию и пониманию вузовских дисциплин? Проблему рационального и оптимального обучения в свое время поднимали выдающиеся мыслители, и мы должны к ним прислушаться. Л.Н. Толстой писал: "Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны", так как "Ум укрепляется изучением нужного и важного для человека и расслабляется изучением ненужного и ничтожного решительно так же, как тело укрепляется или расслабляется свежим или гнилым воздухом или пищей".

Таким образом, работа над содержанием учебного процесса и его оптимизацией должна постоянно находиться в центре внимания кафедр и учебно-методических комиссий по специальностям. Формальный подход необходимо вытеснить творчеством.

Кредитно-модульная система

Следует сказать, что эта система как одна из составляющих Болонского процесса является важным элементом рациональной организации учебного процесса. Достоинства такой организации в том, что студентам создаются условия для стимулирования, ритмичной работы на протяжении всего семестра и отчетности по меньшему объему учебного материала, что весьма важно для тех, кто не привык работать систематически с большими объемами информации. До нынешнего учебного года включительно эта система не была единой в университете; факультетам была дана возможность экспериментировать. Опыт показал, что оптимальный вариант этой системы - два двухнедельных модульных контроля (МК) без экзаменационной сессии. Первые МК - в средине семестров, а вторые - в те сроки, когда проводились экзаменационные сессии. Со следующего учебного года по этому графику будут работать все курсы бакалаврской подготовки всех специальностей.

Учебно-методическое обеспечение

В условиях кредитно-модульной системы большую роль приобретает учебно-методическое обеспечение дисциплин и особенно - самостоятельной работы студентов (СРС). По всем дисциплинам учебных планов необходимо создать печатные или электронные конспекты лекций, методические указания ко всем видам занятий и СРС. Самоанализ учебно-методического обеспечения кафедр в 2006 году показал:

-по 45 % дисциплин отсутствуют конспекты лекций, доступные для студентов;

- по 30% дисциплин не разработаны методические указания к СРС;

- при создании методического обеспечения не все преподаватели используют современные информационные технологии.

Оптимизация баланса времени студентов

При организации учебного процесса важно учитывать баланс времени студентов, т.е. необходима оптимизация количества и объема индивидуальных домашних заданий и других видов СРС. Эта проблема существовала и раньше, но на нее не обращали внимания. Однако в последние годы увеличилось количество дисциплин, и эта проблема обострилась. Несмотря на то, что нормативный документ, регламентирующий загрузку студентов, утвержден ректоратом, проблема перегрузки студентов по отдельным дисциплинам все же осталась. Один из деканов окрестил это явление "предметным эгоизмом". Сущность в том, что некоторые преподаватели, полагая, что их дисциплина - самая важная, выдают студентам сверхплановые задания, усложняют их или завышают объем. Не надо забывать, что чрезмерный перегруз студента по одной из дисциплин не оставляет ему времени заниматься другими дисциплинами. Деканаты с участием студенческого самоуправления должны выявлять подобные случаи и отменять сверхплановые задания.

Практическая подготовка

Важным компонентом качественной подготовки специалиста является совершенствование практической подготовки студентов, которая осуществляется как в стенах университета (лабораторный практикум), так и на предприятиях. Проверка, проведенная на ряде факультетов, показала недооценку роли практической подготовки, которая проявляется в замене лабораторных работ другими видами занятий. Недостаточное внимание уделяется ремонту и модернизации лабораторного оборудования. Учитывая финансовые трудности, для решения проблемы укрепления лабораторной базы необходимо привлекать потенциальных работодателей наших выпускников. Заслуживает внимания также вопрос унификации лабораторных работ в рамках одного направления подготовки и опыт кафедры горной электротехники и автоматики. Кафедра имеет долгосрочные договора на ответственное хранение оборудования отечественных и зарубежных фирм, предусматривающие использование его для лабораторных работ и научных исследований. Необходима также дальнейшая разработка и оптимальное внедрение в учебный процесс компьютерных (виртуальных) лабораторных работ, которые, естественно, не должны вытеснить действующие натурные лабораторные установки. Важным аспектом практической подготовки является совершенствование методики проведения лабораторного практикума, отчетности студентов и приобретение ими практических навыков и умений.

Что касается организации производственных практик, то в связи с приватизацией, студентов неохотно принимают на некоторых предприятиях, а если и принимают, то не слишком спешат знакомить с конкретными данными, ссылаясь на "коммерческую тайну". И тем не менее кафедры должны устанавливать связи и развивать сотрудничество с предприятиями, создавать электронные базы данных с прогнозом потребности предприятий в выпускниках нашего университета. Эти базы данных могут быть использованы при планировании практик и целевой подготовки специалистов на основе трехсторонних договоров, предусматривающих частичную компенсацию предприятиями затрат на обучение студентов.

Организационно-методическая работа

Вынуждены говорить и об азбучных истинах. Но их приходится повторять, потому что повторяются и заблуждения. Одно из них в том, что демократизация порой рассматривается как вседозволенность, возможность нарушения трудовой дисциплины, необязательность, игнорирование нормативных документов. Это явление стало настолько распространенным, что министр С.Н.Николаенко в своем письме, о котором говорилось в начале доклада, отметил: "В вузах имеют место серьезные недостатки в вопросах соблюдения норм деятельности, определяемых законодательными и нормативными актами в образовании". И в нашем университете нередки случаи, когда нормативная информация по организации учебного процесса, приказы и указания по университету доходят к преподавателям и студентам с опозданием, несмотря на то, что деканаты своевременно информируются ректоратом. В какой-то степени этим объясняются случаи неумения эффективно использовать модульную форму организации учебного процесса для стимулирования учебы студентов. На ряде кафедр не заполняются учебно-методические карты дисциплин, не ведется учет посещаемости занятий студентами, небрежно оформляются индивидуальные планы работы преподавателей и журналы протоколов ГЭК.

Методика анализа успеваемости студентов

В большинстве случаев причины низкой успеваемости усматриваются только в недоработках студентов. Но специфика любого обучения такова, что оценки, выставленные обучаемым, в определенной степени характеризуют и уровень обучения, зависящий в значительной мере от обучающего. Отделить преподавателя от студента невозможно, так как это два субъекта одного процесса. Для объективной оценки причин резко выделяющейся низкой успеваемости в отдельных группах и потоках и разработки мер по ее улучшению предлагается комплексный подход. Он заключается в рассмотрении двух точек зрения - анализа причин низкой успеваемости, представленного преподавателем, с одной стороны, и результатов анкетирования студентов, проводимого деканатом совместно со студенческим самоуправлением с другой.

В заключение хотим отметить, что у нас нет иллюзий в отношении быстрого решения всех проблем повышения качества подготовки специалистов. Но, тем не менее, научно-методическая конференция поможет дать ответы на многие вопросы и наметить пути дальнейшего движения в этом направлении.

В.КОСТЕНКО,
проректор по учебной работе
М.ОСТАПЕНКО,
начальник отдела
учебно-методической работы