Газета Донецкого национального технического университета
Главная   Архив   ДонНТУ     
Донецкий политехник

Лучшие лекторы ДонНТУ

К конкурсу "Лектор года ДонНТУ" подключается все больше преподавателей университета. А пока его участники отстаивают право называться лучшими на своих на факультетах, мы представляем прелестных женщин - победительниц прошлогоднего конкурса.

Ф.Н.Галиакберова - доцент кафедры химической технологии топлива. Она приехала в Донецк по распределению после окончания в 1982 году Казанского химико-технологического института по специальности "Оборудование химических заводов". 16 лет проработала на Донецком казенном заводе химических изделий в должности инженера-конструктора. В связи с открытием новой специальности "Химическая технология высокомолекулярных соединений" была принята старшим преподавателем на кафедру химической технологии топлива. В настоящее время читает 6 основных дисциплин и 2 - свободного выбора студентов, руководит курсовым и дипломным проектированием, занимается научно-исследовательской работой

На вопрос редакции, что ей дало участие в конкурсе, Ф.Н.Галиакберова ответила:

- Конкурс позволил проанализировать, как лучше преподносить студентам материал. Выяснилось, что они хорошо усваивают лекции, если имеется электронная или печатная версия читаемого курса. Это позволяет в аудитории заниматься не надиктовыванием материала, а приводить больше примеров и активно включать студентов в обсуждение отдельных вопросов. Высоко оценили студенты и раздаточный материал в виде альбомов иллюстраций. Жаль только, что наш методический отдел не признает альбомы в качестве методических пособий, что не позволяет их официально зарегистрировать.

Интересно было также узнать, какие из форм обучения (традиционных и современных), по мнению Фаридьи Ниязовны, наиболее перспективны? Наиболее эффективными она считает лекции с применением современных достижений ЭВМ, которые позволяют рассматривать иллюстрации не только в виде статичных картинок и чертежей, но и дают возможность воспроизведения функций изучаемых объектов в динамике. Что касается лабораторных практикумов, то пора отойти от классической схемы деления на подгруппы, каждая из которых закреплена за определенным преподавателем. Практичнее делить на две части цикл лабораторных работ, что позволит качественнее донести материал, более объективно оценивать знания студентов и избегать межличностных конфликтов.

Н.С. Костюкова, доцент кафедры прикладной математики и информатики. Работает в ДонНТУ с 1995 года, с момента его окончания. В 2007 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Лекции читает с 1997 года. Мы попросили Наталью Стефановну поделиться своими впечатлениями о конкурсе и тоже ответить на вопрос: какие из форм обучения (традиционных и современных) наиболее перспективны?

-На мой взгляд, - сказала она,- самое главное - это необходимость при подготовке к открытой лекции посмотреть на материал и характер его изложения глазами постороннего человека. Такой подход позволяет значительно улучшить качество лекции, наглядность примеров.

Что же касается перспективности форм обучения, то полагаю, что структура учебного процесса должна оставаться традиционной, с устоявшимся разделением на теоретическую и практическую части изучаемого курса. Однако при проведении занятий, особенно лекций, нужно как можно шире использовать технические средства. Например, лекция, сопровождаемая компьютерной презентацией, по своим иллюстративным возможностям значительно превосходит ту, что мы читаем традиционно, с мелом у доски (особенно для студентов, изучающих компьютерные информационные технологии), да и качество даже самых простых рисунков и схем в презентации намного выше. Кроме того, студентам гораздо легче конспектировать такую лекцию: несущественными становятся проблемы, связанные с недостаточным размером и неравномерным освещением доски, плохим качеством мела и другими недостатками, усложняющими и чтение лекций, и, как следствие, - усвоение студентами материала.


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2008