Газета Донецкого национального технического университета
Главная   Архив   ДонНТУ     
Донецкий политехник

Do you speak english?


В ДонНТУ состоялось заседание "круглого стола" по проблемам преподавания иностранных языков в неязыковых вузах. О важности этого мероприятия свидетельствовал состав участников - первый проректор А.А. Троянский, проректор В.И. Костенко, проректор по международному сотрудничеству И.П. Навка, первый зам. директора института международного сотрудничества В.И. Стрельников, зам. директора ИМС С.Г. Джура, зав. учебным отделом В.А. Попов, деканы факультетов, заведующие и преподаватели кафедр иностранных языков, аспиранты и студенты. Каждый участник мог высказать свое мнение по рассматриваемым вопросам:

- основы организации преподавания иностранных языков в неязыковых вузах;

- состояние преподавания;

- отношение студентов к изучению иностранных языков;

- совершенствование преподавания в перспективе.

Ведущий мероприятия зав. кафедрой немецкого языка профессор Г.Г.Левченко отметил, что глубина проблемы заложена в общеевропейской языковой политике, обусловленной процессом глобализации мирового сообщества. В свое время в Страсбурге Европейский совет образовал специальную институцию, занимающуюся европейской политикой иностранных языков для унификации методик их изучения. В Европе была принята общеевропейская программа с общими требованиями для изучения языков и установлены уровни их владения для всего образовательного пространства - от школ до вузов. Для студентов был определен уровень В1-В2 - средний, практический, как для пользователя языка.

Все европейские государства работали над созданием языковой программы, ДонНТУ тоже включился в этот процесс для того, чтобы разработать свои программы по направлениям изучения языков. На основании созданных в ДонНТУ языковых программ в университете был издан приказ, отражающий все их положения (их стандартное состояние).

Поскольку вначале в Европе было принято очень много языковых уровней, то в дальнейшем для их четкого определения оставили три - А, В и С, с подкатегориями. По европейским критериям мы находимся на уровне В1-В2, включающем деловой язык и язык общения в университете.

Обсуждение важности и нужности изучения и знания иностранных языков уже даже не актуально - само собой разумеется, что без языковой подготовки и речи быть не может об успешном карьерном росте; в магистратуру не стоит идти, не зная языка, - причем те, кто упустил возможность овладеть языком во время учебы в вузе, но желают продолжить образование, должны решать свои проблемы сами - посещая курсы, при помощи репетиторов и т.п.

К сожалению, немало студентов еще не осознали всей важности проблемы, к тому же существует и ряд объективных причин, затрудняющих изучение иностранных языков в ДонНТУ. Поэтому участниками "круглого стола" были предложены пути, которые могли бы способствовать более успешному изучению языков нашими "технарями". Среди них - повышение интереса студентов к изучению языков различными способами, чтобы они воспринимали это не как тяжкое бремя, а как средство достижения собственных успехов (кстати, это реальное поле деятельности для советов студенческого самоуправления); ленточное расписание; достаточное техническое оснащение; регистрация через университетский сайт желающих изучать языки; аттестация после первого курса всех студентов, которая даст возможность формировать группы по степени знания языков (и даже исключение из вуза за "неуд" по иностранному!); введение хотя бы недельной практики после первого курса по иностранному языку; возможность изучения студентами пакета дисциплин "по выбору", который включает и иностранный язык, и предметы на иностранном языке, и др

Студенты, присутствовавшие на заседании, предложили сразу формировать группы по уровню знаний с тем, чтобы более слабые изначально не потеряли веру в себя; студенты также отмечали, что им очень не хватает знаний технического и делового иностранного языка.

Кстати, кафедра английского языка, возглавляемая О.Г. Кавериной, провела работу по изучению мнения студентов всех курсов, которые занимаются на кафедре, об организации учебного процесса по изучению дисциплины "Иностранный язык", и вот ее обобщенные итоги.

Положительные моменты:

- возможность профильного обучения иностранному языку;

- наличие научно-методического обеспечения (сборника упражнений и тестов, методического пособия оригинальной литературы, совместные учебные пособия преподавателей кафедры иностранного языка и технических кафедр);

- достаточный уровень квалификации преподавателей;

- приобретение навыков работы с литературой научного содержания на иностранном языке, что практически реализуется при участии в конференциях магистров и молодых ученых.

Отрицательные моменты:

- отсутствие предмета "Иностранный язык" в расписании, необходимость согласовывать расписание занятий самими студентами;

- отсутствие должного внимания к иностранным языкам со стороны преподавателей специальных и технических кафедр (нередко занятия по иностранному языку заменяются консультациями по другим предметам);

- низкая техническая оснащенность учебного процесса;

- маленькие аудитории;

- несогласованность действий между деканатами и кафедрой.

Пожелания:

- организовать обязательное обучение иностранному языку с увеличением количества часов (даже за счет других гуманитарных дисциплин);

- создать сайт для возможности самостоятельного тестирования;

- использовать дистанционное обучение.

В результате того, что затронутые языковые проблемы вызвали у всех живой интерес, их активно обсуждали и предлагали свои варианты решений многие участники "круглого стола". В их числе А.А. Троянский, В.И. Костенко, И.П. Навка, В.И. Стрельников, Г.Г.Левченко, О.Г. Каверина, деканы А.В. Хорхордин, Е.В. Стародубцев, О.И. Калиниченко, доцент кафедры немецкого языка Н.А. Цесарчук, студенты и аспиранты. Время пролетело удивительно быстро (несмотря на то, что превысило запланированное вдвое) и почти все сошлись во мнении, что такие мероприятия очень важны и способны принести практическую пользу.

О.ЗИМОГЛЯДОВА

P.S. Приглашаем всех неравнодушных преподавателей и студентов, заинтересованных в скорейшем решении чрезвычайно важной проблемы, рассматриваемой на заседании "круглого стола", поделиться своими соображениями по совершенствованию изучения и преподавания иностранных языков в ДонНТУ.


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2008