Целесообразность замены курсовых экзаменов модульными контролями - предмет постоянной полемики в преподавательской среде. Не секрет, что школьная подготовка нынешних студентов, их мотивация к учебе и т.д. оставляют желать лучшего. В последние годы данный процесс приобрел черты устойчивой тенденции. Причины общеизвестны и в одночасье не исчезнут.
Понятно, что для хорошо подготовленных студентов форма проведения контроля значения не имеет. Этот тезис можно отнести и к плохо подготовленным студентам. Для остальных - модульный контроль это шанс вписаться в темп усвоения новых знаний, объем и сложность которых, по сравнению со школой, неизмеримо выше. И технология проведения модульного контроля может способствовать повышению мотивации к обучению и повышению успеваемости. Главное, чтобы повышение успеваемости и уровень знаний студентов были между собой тесно связаны. Последняя мысль была высказана доц. В. А. Мешковым на факультетском методическом семинаре, посвященном эффективности модульного контроля. Инициатором проведения семинара выступил доцент В. Ф. Блескун (кафедра "Основы проектирования машин"). В своем сообщении он поделился опытом проведения модульного контроля по дисциплине "Детали машин". Суть его заключается в следующем.
В начале семестра лектор выдает студентам перечень вопросов по курсу, вопросы разделены на две примерно равные по объему материала группы: первая группа - первый уровень знаний, вторая - второй уровень.
В первую группу входят вопросы, составляющие базу, суть дисциплины, во вторую - вопросы, имеющие более частный характер. На модульном контроле студент получает два вопроса - один из первого уровня и один из второго. Оценку "удовлетворительно" получает студент, в полном объеме ответивший на вопрос первого уровня, оценку "хорошо" - при ответе на оба вопроса. Студенты, получившие оценку "хорошо" и желающие ее повысить - решают задачи, пользуясь справочной и учебной литературой.
Практика показала, что при такой технологии большинство студентов, имея в запасе сданный модуль, стремятся получить более высокую оценку. Количество хороших и отличных оценок по данному предмету стабильно на уровне 50%.
Доцент В. В. Полтавец (кафедра "Металлорежущие станки и инструменты") представил образец теста по одной из читаемых дисциплин, в котором каждый правильный ответ оценивался в 1 балл, результирующая оценка определяется суммой набранных баллов.
Кафедра сопротивления материалов (профессор Ф. Л. Шевченко) тестовую форму экзаменационного билета считает неприемлемой и менять традиционные подходы к рубежному (модульному) контролю знаний студентов не спешит. Экзаменационный билет содержит 2 задачи и теоретический вопрос. Конспектом и книгами пользоваться не разрешается. Традиционно низкая успеваемость по сопромату связана со сложностью усвоения курса. Следует отметить, что на данной кафедре текущий контроль усвоения знаний студентами и их мотивация к обучению организованы хорошо. Студентам начисляются баллы за контрольные работы, дополнительно решенные задачи и т. д. Но из-за плохой посещаемости частью студентов учебных занятий желаемый эффект пока не достигнут.
Кафедра МОЗЧМ представила образец типового экзаменационного билета из 3-х пунктов (2 вопроса и задача), в котором каждый пункт оценивается 1,5…2 баллами. Каждый пункт имеет подпункты и оценивается долей балла. Такая структура билета помогает студенту более полно отвечать на вопрос и позволяет более объективно выставить итоговую оценку.
Все участники семинара признали его актуальность и полезность. Отмечена важность технологии проведения рубежного (модульного) контроля знаний и прямая зависимость его результатов от повышения мотивации студентов к обучению, к оценке полученных знаний.
Современные технологии обучения и текущего контроля знаний - тема следующего методического семинара.
С. Аввакумов, декан механического факультета
|