Газета Донецкого национального технического университета
Главная   Архив   ДонНТУ     
Донецкий политехник

ПРОГНОЗ ОПРАВДАЛСЯ


Прошел еще один двухнедельный модульный контроль (МК), уже третий по счету в текущем учебном году. Известно, что по результатам первых двух успеваемость по университету в сравнении с результатами прошлогодних МК улучшилась на 11,5% на первом МК и на 3,7% по итогам семестра, причем это улучшение отмечено на всех курсах бакалавриата. В своих публикациях, касающихся анализа итогов МК в минувшем семестре, мы высказали мнение о том, что после 5 лет поиска различных форм организации и контроля учебного процесса найдена наиболее оптимальная и прагматичная форма с двумя двухнедельными МК в течение семестра.

Сдвиги в положительную сторону с использованием этой формы в осеннем семестре стали настолько устойчивыми и системными, что позволили нам спрогнозировать улучшение соответствующих результатов успеваемости в весеннем семестре. В таблицах 1,2 приведены результаты модульного контроля нынешнего семестра и для сравнения - весеннего семестра прошлого года.

Таблица 1 - Результаты МК1 по факультетам

Факультет Количество студентов Успеваемость, %
весна 2008 весна 2007 прирост
ФГТУП 768 38,8 16,3 +22,5
ГГФ 707 40,5 27,3 +13,2
ФЭМА 801 32,3 22,1 +10,2
МехФ 421 33,0 19,5 +13,5
ФМФ 986 49,0 41,1 +7,9
ФЭХТ 613 42,6 34,4 +8,2
ЭТФ 830 35,8 28,6 +7,2
ФВТИ 836 38,5 34,0 +4,5
ФКИТА 904 40,4 33,3 +7,1
ВШЭМ 1774 49,8 44,8 +5,0
РТФ 168 54,2 46,7 +7,5
всего 8808 41,8 32,6 +9,2


Как следует из таблиц, успеваемость заметно улучшилась на всех факультетах и курсах, а в целом по университету возросла на 9,2%.

С уверенностью можно утверждать, что итоги предстоящего МК2 также превзойдут соответствующие результаты прошлого учебного года. В конечном итоге в этом учебном году успеваемость студентов возрастет и перейдет на более высокий уровень.

Таблица 2 - Результаты МК1 по курсам бакалавриата

Курс Успеваемость, %
весна 2008 весна 2007 прирост
І курс 31,5 28,2 +3,3
ІІ курс 36,9 28,9 +8,0
ІІІ курс 46,2 33,9 +12,3
IV курс 53,0 53,0 +12,7
всего 41,8 32,6 +9,2

Феномен нынешнего учебного года объясняется тремя причинами:

1. У студентов отпала необходимость сдавать в течение одной сессии материал, начитанный за 4 месяца, потому что семестровая нагрузка распределилась на два полусеместра. Это обеспечило благоприятные условия для учебы студентов, особенно первокурсников, в большинстве случаев неприученных работать с большими объемами информации.

2. Сокращение времени между контролями знаний с четырех месяцев при традиционной форме организации учебного процесса до двух месяцев при двух МК стимулирует студентов к более ритмичной работе в течение семестра.

3. Организация проведения модульного контроля в течение двух недель, свободных от занятий, способствует более качественной подготовке к сдаче МК.

В следующем учебном году достоинства и возможности двухнедельных МК как организационного мероприятия будут исчерпаны. При сохранении этой формы организации и контроля учебного процесса мы можем ожидать либо повторения показателей успеваемости нынешнего учебного года, либо небольших отклонений от них, т.е. таких кардинальных сдвигов, как в этом учебном году, не будет. Дальнейшего повышения показателей успеваемости можно достигнуть в рамках установившейся системы за счет совершенствования учебного процесса: новых технологий и оптимизации содержания обучения, синхронизации практической подготовки и самостоятельной работы студентов с теоретической подготовкой, хорошего методического обеспечения. Необходим также поиск эффективных форм стимулирования студентов к системной работе на протяжении всего семестра.

В. Костенко
проректор по учебной работе
Л. Васильев,
зам. нач. отдела
учебно-методической работы


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2008