Прошел еще один двухнедельный модульный контроль (МК), уже третий по счету в текущем учебном году. Известно, что по результатам первых двух успеваемость по университету в сравнении с результатами прошлогодних МК улучшилась на 11,5% на первом МК и на 3,7% по итогам семестра, причем это улучшение отмечено на всех курсах бакалавриата. В своих публикациях, касающихся анализа итогов МК в минувшем семестре, мы высказали мнение о том, что после 5 лет поиска различных форм организации и контроля учебного процесса найдена наиболее оптимальная и прагматичная форма с двумя двухнедельными МК в течение семестра.
Сдвиги в положительную сторону с использованием этой формы в осеннем семестре стали настолько устойчивыми и системными, что позволили нам спрогнозировать улучшение соответствующих результатов успеваемости в весеннем семестре. В таблицах 1,2 приведены результаты модульного контроля нынешнего семестра и для сравнения - весеннего семестра прошлого года.
Таблица 1 - Результаты МК1 по факультетам
Факультет
Количество студентов
Успеваемость, %
весна 2008
весна 2007
прирост
ФГТУП
768
38,8
16,3
+22,5
ГГФ
707
40,5
27,3
+13,2
ФЭМА
801
32,3
22,1
+10,2
МехФ
421
33,0
19,5
+13,5
ФМФ
986
49,0
41,1
+7,9
ФЭХТ
613
42,6
34,4
+8,2
ЭТФ
830
35,8
28,6
+7,2
ФВТИ
836
38,5
34,0
+4,5
ФКИТА
904
40,4
33,3
+7,1
ВШЭМ
1774
49,8
44,8
+5,0
РТФ
168
54,2
46,7
+7,5
всего
8808
41,8
32,6
+9,2
Как следует из таблиц, успеваемость заметно улучшилась на всех факультетах и курсах, а в целом по университету возросла на 9,2%.
С уверенностью можно утверждать, что итоги предстоящего МК2 также превзойдут соответствующие результаты прошлого учебного года. В конечном итоге в этом учебном году успеваемость студентов возрастет и перейдет на более высокий уровень.
Таблица 2 - Результаты МК1 по курсам бакалавриата
Курс
Успеваемость, %
весна 2008
весна 2007
прирост
І курс
31,5
28,2
+3,3
ІІ курс
36,9
28,9
+8,0
ІІІ курс
46,2
33,9
+12,3
IV курс
53,0
53,0
+12,7
всего
41,8
32,6
+9,2
Феномен нынешнего учебного года объясняется тремя причинами:
1. У студентов отпала необходимость сдавать в течение одной сессии материал, начитанный за 4 месяца, потому что семестровая нагрузка распределилась на два полусеместра. Это обеспечило благоприятные условия для учебы студентов, особенно первокурсников, в большинстве случаев неприученных работать с большими объемами информации.
2. Сокращение времени между контролями знаний с четырех месяцев при традиционной форме организации учебного процесса до двух месяцев при двух МК стимулирует студентов к более ритмичной работе в течение семестра.
3. Организация проведения модульного контроля в течение двух недель, свободных от занятий, способствует более качественной подготовке к сдаче МК.
В следующем учебном году достоинства и возможности двухнедельных МК как организационного мероприятия будут исчерпаны. При сохранении этой формы организации и контроля учебного процесса мы можем ожидать либо повторения показателей успеваемости нынешнего учебного года, либо небольших отклонений от них, т.е. таких кардинальных сдвигов, как в этом учебном году, не будет. Дальнейшего повышения показателей успеваемости можно достигнуть в рамках установившейся системы за счет совершенствования учебного процесса: новых технологий и оптимизации содержания обучения, синхронизации практической подготовки и самостоятельной работы студентов с теоретической подготовкой, хорошего методического обеспечения. Необходим также поиск эффективных форм стимулирования студентов к системной работе на протяжении всего семестра.
В. Костенко
проректор по учебной работе
Л. Васильев, зам. нач.
отдела учебно-методической работы