Модульный контроль, давно получивший прописку в нашем университете, постоянно совершенствуется. И несмотря на то, что организация его в этом году дает стабильные положительные результаты, секция теоретической подготовки и качества учебного процесса Методцентра университета в настоящее время работает над проектом Положения о модульном контроле на следующий учебный год. Мы беседуем с руководителем секции доцентом В.Ф.Блескуном
-Валерий Филиппович, мы знаем, что вы задолго до официального введения модульных контролей использовали его элементы при контроле знаний студентов. Помнится, в одной из своих статей, опубликованных в нашей газете, вы отмечали в качестве недостатка существовавшей тогда методики проведения МК отсутствие связи между результатами текущего и модульного контроля, а значит, и снижение мотивации у студентов изучать дисциплины систематически в течение семестра. В проете нового Положения намечаются изменения в этом направлении?
-Вы затронули очень важный вопрос организации контроля знаний. Успеваемость в нашем университете после введения двухмодульного контроля в течение одного семестра значительно повысилась благодаря более системной работе студентов. В проекте нового Положения инициируется систематическая их работа между МК благодаря прямой связи текущего и модульного контроля знаний. Определенная, заранее оговоренная часть учебного материала выносится на текущий контроль, результаты которого учитываются при проведении МК. Кстати, такая система практикуется во многих вузах страны. В Национальном университете "Львівська політехніка", например, студенты по результатам текущего контроля знаний могут набрать 50 % максимального количества баллов и идти на МК, уже имея удовлетворительную оценку.
-Какие еще принципиальные изменения предлагает секция Методцентра в проекте нового Положения?
-Хочу подчеркнуть, что предлагаемые изменения есть результат творческой работы профессорско-преподавательского состава всего университета. На механическом факультете прошел научно-методический семинар, посвященный методике проведения МК. По заданию проректора В.И.Костенко деканы факультетов представили свои замечания к действующему Положению МК. Очень важным, на наш взгляд, является предложение декана ЭтФ А.В.Левшова четко сформулировать критерии оценки знаний студентов. Как отметил декан ФЭМА С.А.Селивра, в тех случаях, когда критерием положительной оценки являлось решение задач, в группах были массовые негативные результаты
В связи с этим в проекте Положения организация МК и критерии оценки знаний студентов следующие. В начале семестра лектор выдает студентам перечень вопросов по дисциплине. Вопросы разделены на две, приблизительно равные по объему учебного материала, группы: первая группа - первый уровень знаний, вторая группа - второй уровень. В первую группу входят вопросы, которые составляют базу, суть дисциплины, во вторую - вопросы, которые имеют более частный характер.
В связи с этим в проекте Положения организация МК и критерии оценки знаний студентов следующие. В начале семестра лектор выдает студентам перечень вопросов по дисциплине. Вопросы разделены на две, приблизительно равные по объему учебного материала, группы: первая группа - первый уровень знаний, вторая группа - второй уровень. В первую группу входят вопросы, которые составляют базу, суть дисциплины, во вторую - вопросы, которые имеют более частный характер.
- Именно так. Студент сам определяет объем учебного материала , который он готовит. На первом этапе МК студенты письменно отвечают на вопросы. На втором этапе - после проверки работ преподавателем - студенты, которые ответили на оба вопроса и желают принять участие во втором этапе МК, решают задачи или анализируют проблемные ситуации (общественные дисциплины), пользуясь литературой.
Оценку "ОТЛИЧНО" получает студент, который творчески усвоил весь учебный материал - ответил на оба вопросы и решил задачу (правильно проанализировал проблемную ситуацию).
Оценку "ХОРОШО" получает студент, который усвоил весь учебный материал - ответил на оба вопроса.
Оценку "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" получает студент, который усвоил 50% учебного материала - ответил только на вопрос первого уровня.
Оценку "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" получает студент, который усвоил менее 50% учебного материала - не ответил в необходимом объеме на вопрос первого уровня.
Вопросы первого уровня выносятся на текущий контроль знаний, таким образом по результатам текущего контроля студенты могут получить оценку "удовлетворительно" и на МК отвечать только на вопрос второго уровня для получения более высокой оценки.
Проектом Положения предусмотрено, что лекторы, которые проводят МК по другой, отличной от приведенной методике, подают в соответствующий деканат для согласования свои критерии оценки знаний студентов.
Замечания и предложения к проекту Положения будут заслушаны на расширенном заседании секции теоретической подготовки и качества учебного процесса методцентра университета с участием представителей всех факультетов. Было бы очень хорошо, чтобы свое мнение высказали и представители органов студенческого самоуправления.
-Большое спасибо за интервью. Желаю, чтобы его участники поддержали ваши инициативы. Ведь как говорил проректор В.И. Костенко, в следующем учебном году достоинства и возможности двухнедельных МК как организационного мероприятия будут исчерпаны. Поэтому нужно неустанно заниматься совершенствованием учебного процесса и поиском еще более эффективных форм стимулирования студентов к системной работе на протяжении всего семестра. Именно эти цели, на наш взгляд, преследует проект нового Положения о МК.
Беседовала Е. Коваленко
Ректорат
Профком працівників
|