Конкурс "Лектор року ДонНТУ": проблемы и задачи

В начале ноября ректор А.А. Минаев утвердил положение "Лектор року ДонНТУ". Мы обратились к одному из авторов новой редакции Положения, руководителю секции теоретической подготовки и качества учебного процесса методического центра университета В.Ф.Блескуну с просьбой ответить на некоторые вопросы.

-Валерий Филиппович, почему возникла необходимость обновить имевшееся Положение?

-Эта необходимость продиктована пониманием и ректоратом, и членами методического центра, и отделом учебно-методической работы университета той важной роли, какую играет лектор, его профессионализм, самоотдача в деле совершенствования учебного процесса. Ведь это немаловажный фактор в повышении качества подготовки специалистов. Именно здесь, в непосредственном диалоге лектор - студент закладываются не только профессиональные, но и морально-этические качества будущих специалистов. Отсюда вытекает и основная задача - повысить уровень проведения конкурса, расширить число его участников и на этой основе повысить конкуренцию, шире обобщить опыт о приемах и подходах как в традиционных, так и новых формах ведения учебного процесса.

-Как проводится конкурс и каковы критерии оценки качества лекторского мастерства?

-В соответствии с Положением конкурс проводится в течение учебного года. С целью более широкого привлечения к конкурсу молодых лекторов педагогический стаж участников был ограничен двадцатью годами. Сейчас же, для повышения конкуренции, он увеличен до 25 лет.

Победители конкурса будут определяться путем суммирования баллов по двум категориям: первая - качество лекций, определяемое конкурсной комиссий факультета, составленной на базе постоянно действующей комиссии секции теоретической подготовки и качества учебного процесса методического центра, по критериям, приведенным ниже, а вторая категория - мнение студентов о дисциплине, определяемое по результатам анонимного их анкетирования. По итогам конкурса устанавливается 12 победителей - по одному на каждом факультете.

А предусмотрены какие-то поощрения для победителей конкурса?

-Думаю, что признание широкой вузовской общественностью высоких профессиональных качеств является для каждого лектора наиболее ценным моральным поощрением. Информация о победителях конкурса выставляется на сайте ДонНТУ, публикуется в газете "Донецкий политехник". Кроме этого победителям рекомендуется выступить на конкурсе "Педагогічна майстерність" на научно-методической конференции университета, провести открытые лекции с приглашением всех желающих. Предусмотрено и материальное поощрение в размере 10% -ной надбавки к должностному окладу в течение учебного года, следующего за годом проведения конкурса.

Где можно подробнее познакомиться с Положением?

-Полный текст Положения выставлен на сайте отдела учебно-методической работы ДонНТУ, он также имеется во всех деканатах.

От редакции. Газета "Донецкий политехник" будет информировать читателей о результатах конкурса, а также предоставит возможность его победителям поделиться опытом, обсудить назревшие проблемы совершенствования качества подготовки специалистов.

Критерії оцінки якості лекції

1 Відповідність теми і змісту лекції навчальній робочій програмі й УМКД
2 Науковий рівень (постановка наукових проблем, наявність наукових узагальнень, висновків, тощо.)
3 Наявність введення, що містить чітке формулювання теми і постановку задачі
4 Логічна послідовність і взаємозв'язок окремих частин лекції
5 Наявність висновку, що допомагає осмислити лекцію в цілому, виділити її головну ідею
6 Уміння вільно, чітко, ясно, послідовно викладати матеріал
7 Активізація пізнавальної діяльності студентів, наявність контакту з аудиторією
8 Оптимальний темп викладу
9 Виразність і емоційність (використання відступів, афоризмів, порівнянь, жести і міміка, доброзичливість, паузи й ін.)
10 Наочність викладання (культура графічного супроводу, ефективність використання наочного приладдя і ТЗН)
11 Відвідуваня лекції студентами

Думка студентів про викладання дисципліни

1 Чи задоволені ви якістю лекцій за даною дисципліною (ясність, чіткість, послідовність, наочність, темп викладання, виразність, емоційність)?
2 Чи відчуваєте ви себе учасником творчого процесу на лекції за даною дисципліною (розуміння матеріалу, що викладається, активність в обговоренні поставлених лектором питань, ведення конспекту)?
3 Чи цікаво вам вивчати дану дисципліну?
4 Чи вважаєте ви, що ваш лектор являє приклад для наслідування (зовнішній вигляд, манера поводження, культура мови, доброзичливість у спілкуванні, тощо.)?
5 Чи вважаєте ви, що дисципліна забезпечена методичними розробками (з лекцій, практичних і лабораторних занять, самостійної роботи студентів, курсового проектування)?