Конкурс "Лектора года ДонНТУ"

Согласно обновленному положению о конкурсе лекторского мастерства "Лектор года ДонНТУ", он проводится в течение всего учебного года (раньше в течение семестра) с призовым фондом в виде 10%-ной надбавки к должностному окладу.

По итогам конкурса "Лектор года ДонНТУ" в прошломучебном году победителями на своих факультетах стали доценты: В.К.Губарев - ФГТУ, К.Н.Лабинский - ГГФ, Н.В.Хиценко - ФЭМА, В.Г.Конарев - ФМФ, Ф.Н.Галиакберова - ФЭХТ, Г.С.Чекавский - ЭТФ, Н.С.Костюкова - ФВТИ ,В.П.Тарасюк - ФКИТиА

Мы обратились к некоторым из них с просьбой ответить на вопросы редакции. Публикуем ответы доцента кафедры истории и права В.К.ГУБАРЕВА.

Вопрос. Главной задачей конкурса "Лектор року ДонНТУ" является обобщение и распространение опыта лучших лекторов университета и повышение на этой основе качества учебного процесса. Какие недостатки вы видите в организации конкурса и как, на ваш взгляд, можно было бы повысить его эффективность ?

- Оснавной недостаток организации прошлогоднего конкурса состоял в том, что он проходил в условиях информационного вакуума. Большинство моих коллег по кафедре вообще ничего не знали о нем (кто организатор конкурса, каковы условия проведения, кем, когда и как подводятся итоги, разработана ли система поощрений?). После подведения итогов неплохо было бы довести до сведения преподавателей, какие основные замечания или пожелания сделали студенты в своих анонимных анкетах. Наличие подобной обратной связи наверняка помогло бы совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Вопрос. в одном из своих выступлений ректор НТУУ "КПИ" академик М. Згуровскии среди современных методов обучения назвал проблемное обучение, обучение в условиях, приближенных к реальным, взаимное обучение и др. Какие современные и традиционные формы ведения учебного процесса вам представляются наиболее важными и эффективными?

- К современным формам ведения учебного процесса часто относят использование дистанционного обучения и широкое внедрение тестирования при проверке знаний студентов. Возможно, эти формы вполне приемлемы при чтении технических дисциплин. Но преподавание истории, философии, культурологии и других гуманитарных и обществоведческих наук, на мой взгляд, требует использования традиционных форм обучения - лекций и семинаров. На лекции преподаватель выступает в роли античного оратора; он должен не просто донести до студентов основные положения рассматриваемой темы, но и увлечь их этой темой, заинтересовать настолько, чтобы у них возникло желание самостоятельно разобраться в ней и затем продемонстрировать свои знания на семинарском занятии.

Какие же современные формы ведения учебного процесса можно использовать в качестве дополнения к традиционным? Я бы, безусловно, постарался использовать различные визуальные и аудиоматериалы: фрагменты из документальных и художественных фильмов и музыкальных произведений, иллюстрации (гравюры, портреты), историко-географические карты, таблицы и пр. К сожалению, уровень технического оснащения большинства наших аудиторий не позволяет использовать подобные дополнительные "навороты", которые могли бы помочь раскрыть содержание той или иной лекции как можно полнее, интереснее, с привлечением нестандартных методов.