Результаты обнадеживают
(об итогах первого модульного контроля)

Поиск эффективных форм контроля знаний студентов в университете велся постоянно, но особенно активизировался, начиная с 2001/02 учебного года. Был введен модульный контроль (МК) сначала на первом и втором курсах по двум-трем наиболее сложным дисциплинам, при этом допускалось его проведение и по другим дисциплинам по инициативе преподавателей и деканатов. Затем МК сталі* планировать по тем дисциплинам, по которым учебным планом предусматривался экзамен

Первые годы модульный контроль проводился в процессе занятий, специальное время на подготовку не выделялось, что не способствовало успешной сдаче МК. Поэтому в 2004/05 учебном году были выделены свободные от занятий модульные недели, по одной на каждый МК. Затем модульный контроль был внедрен на всех четырех курсах бакалаврата, экзаменационная сессия сокращена до двух недель, а на первом курсе трех факультетов на МК1 и МК2 выделено по две недели без аудиторных занятий с отменой экзаменационной сессии.

В текущем учебном году на всех кур сах бакалаврата предусмотрено два двух недельных модульных контроля в каждом семестре без проведения экзаменацион ной сессии. Такой график учебного про цесса, по нашему мнению, способствует систематической и ритмичной работе сту дентов, более глубокому освоению учеб ного материала и качественной подготов ке к МК. Об этом говорят и результаты МК1 в этом семестре, представленные в таблице.

Результаты МК1 на I-IV курсах по факультетам
ФакультетКоличество
студентов
Успеваемость,
%,
осень 2007
Неявка, %Успеваемость,
%,
осень 2006
ФГТУВ78329,215,214,9
ГГФ74243,15,829,1
ФЕМА85628,56,322,2
МехФ46128,66,116,0
ФМФ103543,24,631,0
ФЕХТ63844,23,631,5
ЕТФ86431,45,717,6
ФВТІ87442,34,930,1
ФКІТА94532,06,124,0
ІЕМ180947,44,836,3
РТФ17838,82,433,1
Всего918538,45,926,9

Как следует из таблицы, успеваемость повысилась на всех факультетах, а в целом по университету ее рост составил 11,5% по сравнению с результатами МК1 в осеннем семестре прошлого учебного года. Возросла успеваемость и на каждом курсе бакалаврата - на 6% и более на первом и втором и в среднем на 17% на старших курсах.

Такие результаты свидетельствуют, что это не случайность - рост успеваемости явился закономерным следствием оптимизации графика учебного процесса. Безусловно, полученные результаты МК1 не могут нас вполне удовлетворить, но тем не менее они обнадеживают и вселяют уверенность, что мы на правильном пути

С целью объективного анализа причин низкой успеваемости в отдельных академических группах деканатам было предложено провести анонимное анкетирование студентов и обратиться к преподавателям с просьбой высказать свою точку зрения. Анкетирование студентов и замечания преподавателей еще раз обозначили "болевые точки" в учебном процессе.

В большинстве анкет студенты подчеркивают высокий профессионализм, доброжелательность и объективность преподавателей. Вместе с тем они отмечают сложность и большой объем излагаемого материала, низкую эффективность практических занятий, большое количество дисциплин и заданий, недостаток консультаций по дисциплине в семестре, плохую информированность студентов о графике проведения консультаций. Отмечается плохая обеспеченность методическими пособиями многих курсов, большой объем материала, выносимого на самостоятельное изучение, и самостоятельной работы в целом. При этом анкетируемые студенты были весьма самокритичны. К немаловажным причинам большого количества неудовлетворительных оценок студенты относят слабые базовые знания, большой разрыв между уровнями требований в школе и в вузе, неумение рационально использовать время для самостоятельной работы и недостаточную подготовку к модулям, а также недооценку важности МК. К сожалению, преподаватели не всегда знакомят студентов с критериями оценки модульных работ.

Что касается мнения преподавателей об успеваемости студентов, то они делают упор на их слабую школьную подготовку и неготовность части из них к обучению в университете (неумение конспектировать и работать с литературой и т.п.), пропуски лекций, практических занятий и консультаций, отсутствие мотивации к обучению, недобросовестное отношение студентов к занятиям, недостаточную самостоятельную работу или ее игнорирование. Отмечается плохая дисциплина на лекциях, недостаточная подготовка к модулям и попытки пользоваться" шпаргалками

Таким образом, нам есть над чем работать: студентам необходимо учесть замечания преподавателей для повышения качества подготовки, а преподавателям в соответствии с замечаниями студентов -совершенствовать систему преподавания и контроля знаний. Хотелось бы еще обратить внимание и студентов и преподавателей на то, что модульные недели при необходимости также могут быть использованы для дополнительных консультаций и устранения текущих задолженностей.

В.КОСТЕНКО,
проректор по учебном работе
Л. ВАСИЛЬЕВ, зам. нач.
отдела учебно-методической работы