Поиск эффективных форм контроля знаний студентов в университете велся постоянно, но особенно активизировался, начиная с 2001/02 учебного года. Был введен модульный контроль (МК) сначала на первом и втором курсах по двум-трем наиболее сложным дисциплинам, при этом допускалось его проведение и по другим дисциплинам по инициативе преподавателей и деканатов. Затем МК сталі* планировать по тем дисциплинам, по которым учебным планом предусматривался экзамен Первые годы модульный контроль проводился в процессе занятий, специальное время на подготовку не выделялось, что не способствовало успешной сдаче МК. Поэтому в 2004/05 учебном году были выделены свободные от занятий модульные недели, по одной на каждый МК. Затем модульный контроль был внедрен на всех четырех курсах бакалаврата, экзаменационная сессия сокращена до двух недель, а на первом курсе трех факультетов на МК1 и МК2 выделено по две недели без аудиторных занятий с отменой экзаменационной сессии. В текущем учебном году на всех кур сах бакалаврата предусмотрено два двух недельных модульных контроля в каждом семестре без проведения экзаменацион ной сессии. Такой график учебного про цесса, по нашему мнению, способствует систематической и ритмичной работе сту дентов, более глубокому освоению учеб ного материала и качественной подготов ке к МК. Об этом говорят и результаты МК1 в этом семестре, представленные в таблице. |
Факультет | Количество студентов | Успеваемость, %, осень 2007 | Неявка, % | Успеваемость, %, осень 2006 |
---|---|---|---|---|
ФГТУВ | 783 | 29,2 | 15,2 | 14,9 |
ГГФ | 742 | 43,1 | 5,8 | 29,1 |
ФЕМА | 856 | 28,5 | 6,3 | 22,2 |
МехФ | 461 | 28,6 | 6,1 | 16,0 |
ФМФ | 1035 | 43,2 | 4,6 | 31,0 |
ФЕХТ | 638 | 44,2 | 3,6 | 31,5 |
ЕТФ | 864 | 31,4 | 5,7 | 17,6 |
ФВТІ | 874 | 42,3 | 4,9 | 30,1 |
ФКІТА | 945 | 32,0 | 6,1 | 24,0 |
ІЕМ | 1809 | 47,4 | 4,8 | 36,3 |
РТФ | 178 | 38,8 | 2,4 | 33,1 |
Всего | 9185 | 38,4 | 5,9 | 26,9 |
Как следует из таблицы, успеваемость повысилась на всех факультетах, а в целом по университету ее рост составил 11,5% по сравнению с результатами МК1 в осеннем семестре прошлого учебного года. Возросла успеваемость и на каждом курсе бакалаврата - на 6% и более на первом и втором и в среднем на 17% на старших курсах. Такие результаты свидетельствуют, что это не случайность - рост успеваемости явился закономерным следствием оптимизации графика учебного процесса. Безусловно, полученные результаты МК1 не могут нас вполне удовлетворить, но тем не менее они обнадеживают и вселяют уверенность, что мы на правильном пути С целью объективного анализа причин низкой успеваемости в отдельных академических группах деканатам было предложено провести анонимное анкетирование студентов и обратиться к преподавателям с просьбой высказать свою точку зрения. Анкетирование студентов и замечания преподавателей еще раз обозначили "болевые точки" в учебном процессе. В большинстве анкет студенты подчеркивают высокий профессионализм, доброжелательность и объективность преподавателей. Вместе с тем они отмечают сложность и большой объем излагаемого материала, низкую эффективность практических занятий, большое количество дисциплин и заданий, недостаток консультаций по дисциплине в семестре, плохую информированность студентов о графике проведения консультаций. Отмечается плохая обеспеченность методическими пособиями многих курсов, большой объем материала, выносимого на самостоятельное изучение, и самостоятельной работы в целом. При этом анкетируемые студенты были весьма самокритичны. К немаловажным причинам большого количества неудовлетворительных оценок студенты относят слабые базовые знания, большой разрыв между уровнями требований в школе и в вузе, неумение рационально использовать время для самостоятельной работы и недостаточную подготовку к модулям, а также недооценку важности МК. К сожалению, преподаватели не всегда знакомят студентов с критериями оценки модульных работ. Что касается мнения преподавателей об успеваемости студентов, то они делают упор на их слабую школьную подготовку и неготовность части из них к обучению в университете (неумение конспектировать и работать с литературой и т.п.), пропуски лекций, практических занятий и консультаций, отсутствие мотивации к обучению, недобросовестное отношение студентов к занятиям, недостаточную самостоятельную работу или ее игнорирование. Отмечается плохая дисциплина на лекциях, недостаточная подготовка к модулям и попытки пользоваться" шпаргалками Таким образом, нам есть над чем работать: студентам необходимо учесть замечания преподавателей для повышения качества подготовки, а преподавателям в соответствии с замечаниями студентов -совершенствовать систему преподавания и контроля знаний. Хотелось бы еще обратить внимание и студентов и преподавателей на то, что модульные недели при необходимости также могут быть использованы для дополнительных консультаций и устранения текущих задолженностей.
В.КОСТЕНКО, |