Что, казалось бы, нового может быть в процессе обучения? Учитель старается доходчивее растолковать новую тему, а ты, если есть желание, разобраться в ней и больше запомнить, чтобы поменьше сидеть над уроками дома. В основном так было в школе. В вузе же организация учебного процесса имеет существенные отличия. Он осуществляется в следующих формах.
ЛЕКЦИИ - основная форма проведения учебных занятий в вузе. Тематика курса лекций определяется рабочей учебной программой. Лектор должен придерживаться учебной программы, но при этом он не ограничен в вопросах трактовки учебного материала, формах и способах донесения его до студентов. Так что, уважаемые первокурсники, будьте бдительны. Ловите каждое слово своего преподавателя и не забывайте услышанное фиксировать в тетради. Это вам очень пригодится при подготовке к экзаменам.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ - на них студент под руководством преподавателя проводит лично натурные или имитационные эксперименты или исследования с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, овладения методикой экспериментальных исследований, приобретения практического опыта работы с лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой.
Лабораторные занятия включают проведение текущего контроля подготовленности студентов к конкретной лабораторной работе. В завершение студент оформляет отчет по ней и защищает работу перед преподавателем.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ - на них преподаватель организует детальное рассмотрение отдельных положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического использования путем индивидуального выполнения конкретных заданий. Оценки, полученные студентами за отдельные практические занятия, учитываются при выставлении итоговой оценки по данной дисциплине.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ - на них преподаватель организует дискуссию вокруг заранее вынесенных тем, по которым студенты готовят тезисы выступлений на основе индивидуально выполненных заданий (рефератов). На каждом занятии преподаватель оценивает качество рефератов, выступлений, активность студента в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию.
КОНСУЛЬТАЦИИ- это форма учебного занятия, при которой задает вопросы и получает ответы и пояснения не преподаватель, а студент. Консультация может быть индивидуальной или проводиться для группы студентов.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ - это могут быть рефераты, расчетные, графические, курсовые, дипломные проекты или работы. Индивидуальные задания студенты выполняют самостоятельно, с преподавателем лишь консультируются.
КУРСОВЫЕ ПРОЕКТЫ (РАБОТЫ - хорошая возможность применения полученных знаний для комплексного решения конкретного задания по специальности. К ним следует подходить более чем серьезно, т.к. нередко начатое в курсовом проекте исследование получает развитие при подготовке дипломного проекта или работы, которыми и завершается процесс обучения в вузе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных занятий время. Она включает подготовку к лекционным и другим аудиторным занятиям, выполнение индивидуальных заданий, курсовых проектов и работ, самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины. Самостоятельно изученный материал выносится на итоговый контроль наряду с материалом, освоенным с помощью преподавателя.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА является обязательным компонентом обучения. Она проводится на предприятиях и в организациях под руководством преподавателя и соответствующего специалиста.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ. В вузе существуют такие формы контроля знаний: текущий и модульный. Итоговая семестровая оценка по дисциплине выставляется на основании двух МК без проведения экзамена.
Внимательно прочитайте Положение о модульном контроле, которое публикуется
ЗДЕСЬ
При подготовке материала использовано "Положение об организации учебного процесса", утвержденное Министерством образования Украины.
|