Будущее украинской науки

Пока первый курс учится находить дорогу в лабиринтах третьего корпуса, второй подсчитывает потери после боевого крещения, а третий делится впечатлениями о лете, студенты старших курсов, курируемые Владимиром Владимировичем Пасленом, заместителем декана радиотехнического факультета и заведующим кафедрой радиотехники и защиты информации, устремляют свои взгляды в космос.

Редкий студент не вглядывается в небо. Кто-то ищет в нем признаки жизни, кто-то озоновые дыры, а кто-то - способ обольщения. Но воспитанники факультета КИТА Александр Хорхордин, Константин Мотылев, Евгений Гончаров, Оксана Луханина, Максим Михайлов и Дарья Фесенко рассматривают его совсем с других позиций. Не первый год этих студентов волнует проблема и как получить данные с летательных объектов, и как их обработать. И беспокоит абсолютно обосновано. В аэрокосмической сфере жизненно необходимо знать точное местоположение объекта. Предлагаемые ребятами методы позволяют эффективно решить этот вопрос.


Слева направо: Евгений Мотылев,
Максим Михайлов, Владимир Паслен,
Александр Хорхордин

Александр Хорхордин разрабатывает антенны. Его многолучевой антенный комплекс отмечен дипломом за лучший проект на конференции "Украинский молодежный спутник-2006" и запатентован. (Кстати, на этой же конференции грамотой был награжден весь авторский коллектив нашего вуза во главе с проректором по научной работе Евгением Александровичем Башковым за проект "Обработка измерений"). Остальные ребята посвящают свое свободное (и несвободное) время реализации алгоритмов обработки данных с пространственной и временной избыточностью и устранению сбоев.

Максим Михайлов, студент группы СУА-03, умудряется сочетать "железо" и "софт". В его боевом арсенале имеется диплом за лучший доклад на VIII Международной молодежной научно-практической конференции и диплом Всеукраинского конкурса студенческих научных работ, несколько десятков научных публикаций (причем четыре из них в сборниках, публикуемых высшей аттестационной комиссией!), патент на "Всенаправленную антенну". С такой разносторонне развитой личностью я и решила пообщаться.

- Максим, как началось твое увлечение наукой?

- Честно говоря, причиной была моя лень. На втором курсе Владимир Владимирович преподавал у нас теорию вероятности и в конце семестра поставил меня перед выбором: сдавать экзамен или заняться НИРСом. Идти на экзамен не хотелось. Я выбрал последнее и вместо билетов получил около 15 книг по математической статистике, теории вероятности. Не учебников, а серьезных инженерных книг. Не скажу, что сначала было сложно. Было очень сложно!

(У Владимира Владимировича Паслена несколько другой взгляд на развитие событий. Уже который год он внедряет методику приобщения студентов к научной деятельности с младших курсов. И пример Максима доказывает, что она более чем работоспособна).

- Максим, а чем ты сейчас занимаешься?

- Ой, почти всем! Разработкой антенных комплексов, устранением сбоев, прорабатываю линейные алгоритмы обработки данных с пространственной, временной избыточностью, вот-вот возьмусь за нелинейные. Пишу программы для автоматизации расчетов.

- Такое чувство, что у тебя в сутках 25 часов!

- Времени катастрофически не хватает. Я понимаю суть процесса, знаю, как решить данную задачу. Но хотелось бы применять разделение труда, а не знать, что оно появилось на определенном этапе развития цивилизации. Не получается так из-за того, что для большинства студентов то, чем мы занимаемся, - это отметка в зачетной книжке, а для меня - цель.

- Раз уж речь зашла о целях, каким ты представляешь конечный результат своей деятельности?

- Конечно, хочется увидеть свои проекты в действии. Тем более что наши методы позволяют быстрее и точнее определить местоположение самолета или спутника. Уже заключен договор о сотрудничестве между нашим вузом и научно-исследовательским институтом комплексной автоматизации.

Несмотря на то, что Максим только на четвертом курсе, его мысли полностью поглощены будущей диссертацией. Настольной книгой служит "Обработка данных внешнетраекторных измерений" Горничука. Иногда удается выделить пару часов для фантастики (Шекле, Гаррисон), которая по-своему вдохновляет юного ученого на идеи. Не пугает Максима и тот факт, что наука сейчас не в почете. Средства в полном объеме далеко не всегда выделяются даже для поездок на конференции, не говоря о закупке оборудования или материалов для исследований, а тем более о материальном поощрении.

- Это действительно так. И на конференции приходится докладывать самому за всю бригаду из-за того, что ребятам не оплатили командировку. И кушать хочется каждый день, а не только в момент прихода стипендии на банкомат. Можно пойти работать, тем более что для моей семьи эти деньги не были бы лишними. Но на науке тогда придется ставить крест. А ни я, ни мои родители этого не хотят. Да и заниматься монотонной работой на производстве я не смогу. Я привык работать головой, что-то изобретать, решать технические головоломки и по-другому жить не смогу.

Мыслительная деятельность во всем мире более высокооплачиваема, чем физический труд. Почему же тогда у нас наукой занимаются на чистом энтузиазме?

Ольга ФЕДОСЕЕВА,
студентка факультета КИТА