Донецкий политехник, 16 сентября 2002 г.


ИЗОБРЕТАТЕЛЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

Великая значимость интеллектуальной деятельности в сферах современного и будущего духовного производства - это та истина, которая должна быть осознана подавляющей частью общества и, прежде всего, выпускниками высшей школы. Продукты интеллектуальной собственности - промышленная собственность, авторское и смежное право - являются двигателем наукоемких и высокотехнологичных производств и представляют результат творческой деятельности человека. Помочь выпускнику познать основы творчества в понимании лучших умов человечества - Леонардо да Винчи, Фрейда, Бердяева, Лапшина, Кедрова и многих-многих других - призван воспитатель студенчества в высшей школе, но для этого сам воспитатель должен быть творческой личностью.


У профессора кафедры "Физическое материаловедение", д.т.н., члена-корреспондента АГН Украины, награжденного Знаком "Відмінник освіти України" Валерия Ивановича Алимова более 60 авторских свидетельств и патентов СССР и Украины на изобретения, сотни научных статей, многочисленные грамоты, дипломы лично его и его учеников за научно-исследовательскую деятельность.

Изобретательской деятельностью Валерий Иванович занимается около 40 лет, она сопутствовала ему и на преподавательских должностях, и в отраслевой научно-исследовательской лаборатории термической обработки проволоки, где он работал старшим научным сотрудником и заведующим. Уже будучи к.т.н., он закончил общественный институт патентоведения, получив квалификацию патентоведа ВОИР.

Профессор В.И.Алимов - специалист по металловедению, оборудованию и технологии термической обработки металлов, читает курс теории термической обработки, коррозии и защиты металлов, методов локального упрочнения и т.д. Не обременительна ли еще и специфическая изобретательская работа? Что привело преподавателя к необходимости еще и создавать что-то новое, стимулирует поиск? Что побуждает к изобретательству, как их найти единомышленников и т.д.? С этими и другими вопросами мы обратились к профессору В.И.Алимову, хотя встретил он наше намерение написать о нем в газету без большого энтузиазма: - "А может не надо? Есть ведь более достойные изобретатели". Но ответы на все вопросы дал и, на наш взгляд, довольно любопытные.

- Изобретать, если это можно назвать изобретательством, я начал в детстве. Мы жили в районе города Валуйки, недалеко от знаменитой Орловско-Курской дуги. После Великой Отечественной войны там еще долго валялось много всякого "железа" - танковые траки, гильзы, какие-то рычаги и шестерни, листовая обшивка, трубки и др. И вот из этого-то добра я пытался смастерить большие часы, "проект" которых менялся в динамике. Но частей мне не хватало и я пытался их добыть, посещая с моим дедом Тимофеем кузницу, где главный кузнец дед Сафошин выковал мне на память ложку в виде рыбы. Визиты не всегда были благополучными, т.к. я пытался кое-что прихватить для своих будущих часов. Как-то я схватил несколько черных только что откованных болтов и обжег ладони. За такие проделки был по-крестьянски наказан, но зато усвоил истину - темный металл не всегда холодный.

Были в моем арсенале и другие "изобретения". Послевоенные 1946-47 годы, как известно, были неурожайными, голодными. Единственная из наших кур несушка позволяла моей бабушке периодически подкармливать внука. Но дожидаться, пока бабушка накормит меня, не хотелось, поэтому после появления на свет куриного яйца я аккуратно прокалывал тонкое отверстие, употреблял содержимое, а пустую скорлупу долго и нудно заполнял водой для веса. Ясно, что обман раскрылся с теми же последствиями, что и за болты, но позже я узнал, что такие "изобретения" делали и другие, т.е. много позже я сам квалифицировал их как "рацпредложение", поскольку этот прием не был известен только в нашей семье.

Как-то смастерив на школьный смотр творчества скворечник с двумя отверстиями - для скворца и скворчихи, я стал обладателем, по моему мнению, "промышленного образца", а нашивку для отличия на рукаве пальто "растиражировали" мои близкие товарищи - так появился "товарный знак".

- Валерий Иванович, то, о чем Вы рассказали, вообще типично для большинства подростков, по-современному - тинейджеров, естественно, с коррекцией на время. Почему же далеко не всегда молодой человек, став студентом, а затем специалистом становится изобретателем и вообще - творческой личностью?

- Дело в том, что "стопроцентного выхода" и быть не может ввиду существующих критериев отбора в студенты, ведь не прижилась же оценка "10" по коэффициенту интеллекта; если это делать, придется произвести значительную "отбраковку" претендентов на титул творческой личности. Но существенно увеличивать творческий потенциал и, главное, творческую деятельность "среднего" выпускника (не говоря уже о "продвинутом") можно, что подтверждается опытом 80-х годов. Студента нужно "учить" творчеству. Для этого цикл творческих дисциплин должен быть полновесным, то есть должен быть тандем: "Основы научно-технического творчества" (методы активизации творчества и генерации идей) и "Изобретательская и рационализаторская деятельность" (освоение методик создания и представления объектов промышленной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и знаков обслуживания) плюс "Правовая защита интеллектуальной собственности" (промышленной собственности, авторского и смежного права). И, конечно же, не выборочно и не факультативно. Все эти дисциплины должны быть "нанизаны" на НИРС, ибо, чтобы изобретать, надо в чем-то разобраться, а это и есть задача НИРС. Только в НИРС можно уйти от школьной методики изучения предметов - выучил, сдал (даже на "отлично") и ... забыл, так как неизвестно, куда это применить. Активно занимающиеся НИРС, хотя лично мне такие "попадаются" все реже, и достигают творческих успехов: имеют публикации, заявки и даже патенты на изобретения и соответственно награды. Естественно, я высказываю свою точку зрения, используя имеющийся опыт. И еще: объект НИРС и его реализация должны быть "живыми" - что касается нашей специальности, исследования должны воплощаться в металле. Заменять все это только работой на компьютере - значит, в большинстве случаев получить "воздушный" результат. Чтобы не сложилось мнение об антикомпьютерных настроениях, сразу выскажу свое твердое убеждение: при любой специальности нужно владеть триадой - компьютер, иностранный язык и психология.

- Валерий Иванович, компьютер, иностранный язык - это понятно! Но психология?!

- Речь ведь идет об усвоении основ и тезауруса психологии, ибо только это позволяет осознанно понять мотивацию поведения, адаптацию, барьерные ситуации и т.д.

- Но ведь Вы не психолог?

- При взгляде под определенным углом каждый человек психолог. Что касается официальной специальности, то в части психологии занимаюсь самообразованием: изучаю Ломбразо, Фрейда, Юнга, Рибо, Годфруа, Плаже, Бехтерева, Бердяева, Лапшина, Рубинштейна, труды современных украинских и российских психологов. Общаюсь иногда с психологами, помогаю разобраться с изобретательством.

- В психологии?! Поясните, если можно.

- Моя дочь Светлана - преподаватель музыки, между прочим, автор текста "Гимн металлургов", сейчас получает второе высшее образование психолога. Она со своими руководителями доктором психологических наук Ю.Б.Максименко, к.т.н. Г.П.Матвеевым и композитором В.А.Туковым предложили экранировать важнейшие психологические понятия адаптации - дезадаптации. Вот я и помог составить заявку на изобретение, и уже получено решение о выдаче декларационного патента.

- А студенты ваших специальностей подают сейчас заявки на изобретения?

- Конечно. Больше в соавторстве. Могу назвать А.Беликова, А.Хребтова, В.Шевякина. Кстати, у двух первых патенты на изобретения уже получены. Подают заявки и аспиранты, например, у В.Крымова - четыре заявки, из них уже по двум получены патенты на изобретения. Но в целом их меньше прежнего. Вот на весенний семестр для магистрантов-металлургов включена дисциплина "Интеллектуальная собственность и ее защита". Надеюсь пробудить у большинства из них вкус к изобретательству, творчеству, ведь они сами выбрали этот путь. Кстати, в перечне есть специальность "Интеллектуальная собственность".

Пожелаем профессору В.И.Алимову здоровья и новых успехов в его творческих устремлениях.