Донецкий политехник, 16 сентября 2002 г.


Вот как часто бывает в этой жизни. Человека уже нет среди нас, а присутствие его ощущает каждый, кто был с ним знаком. Тысячу раз был прав академик Вернадский со своей ноосферой. Такой маленький подарок в утешение - человека нет, а мы можем сопереживать его мыслям, улыбаться его шуткам, размышлять над теми же проблемами, которые волновали его в момент работы над книгой.

Отдавая дань светлой памяти Юрия Васильевича, предлагаем читателям газеты фрагмент из его последней книги "Цивилизация элиты", которая в ближайшее время будет готова к изданию.




ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛИТЫ

На разных этапах развития цивилизации политическая элита играла неодинаковую роль. Ее значение в обществе и место в иерархии элит изменялось. Наибольший вес она приобрела во второй половине 20-го века в результате победы представительной демократии над другими формами социальной организации общества. Однако уже в это время наметилась отчетливая тенденция потери лидерства и сдачи позиций финансовому истэблишменту.

В идеальной постановке роль бюрократической элиты даже самого высокого уровня не должна выходить за четко очертанные конституцией и законами страны рамки. Однако непосредственная близость бюрократов к материальным ресурсам и возможность использования разных вариантов управления ими постоянно ввергали их в искушение.

Уходящая в глубь истории практика незаконного присвоения бюрократами общественных богатств в качестве дополнительной оплаты своих услуг обществу настолько тривиальна, что в конце концов начинает находить даже какое-то снисходительное понимание интеллигентов. В статье "Казнь губернатора" (газета "Донецкий кряж", №366, 13-19 июля 2000г.), рассказывая о трагической судьбе выдающегося государственного деятеля России 18-го века А.П. Волынского, который по-крупному забирался в государственный карман, донецкий журналист С. Артеменко отмечает: "Если рядом с Волынским мы поставим Годунова, Меньшикова, Потемкина, то нам крайне трудно будет отказаться от мысли о том, что самыми лучшими администраторами в России оказались те, кто не забывал и про свой достаток. Попросту говоря, воровал в меру и думал при этом о благе Отечества".

Особое место не только в обществе, но и среди других отрядов элиты всегда занимали наиболее выдающиеся представители творческого бомонда. Привилегированное положение творческой личности в обществе можно рассматривать как естественную компенсацию за выполнение наиболее важной для любой цивилизации функции - творческого созидания. В реальной жизни эта установка всегда нарушается как обществом, так и творческой элитой. Обществом она нарушается тогда, когда личность с божьей искрой не оценивается им адекватно. История человечества переполнена примерами того, как сотни и тысячи талантливых поэтов и ученых, художников и писателей, композиторов, философов и изобретателей стали жертвами непонимания и жестокости современного им общества. Не распознав их гениальность и достойно не оценив при жизни, люди затем на десятки и сотни лет растягивают болезненное раскаяние в тщетных попытках вернуть невозможное. Иногда кажется, что причина этого - в элементарной зависти к великим современникам. Она реализовывалась опосредованно или непосредственно, но всегда руками обделенных природой людей. В истории она принимала разные формы - религиозных гонений (инквизиция, сожжение Джордано Бруно), травли на бытовом уровне (убийства на дуэлях Пушкина и Лермонтова), репрессий по идеологическим мотивам (гибель Гумилева, Вавилова, Мандельштама), преследования на национальной почве (еврейский погромы).

По большому счету общество проигрывает, недооценивая и не используя таланты отдельных индивидуумов. Трудно представить себе, что написали бы еще Пушкин и Лермонтов, Чехов и Маяковский, Гумилев и Есенин, если бы общество сберегло их. Но не меньшую опасность для цивилизации таит в себе и вариант, когда за рамки естественного симбиоза масс и творческой элиты выходит сама элита. Между тем современная творческая элита в целом все дальше отходит от рациональной позиции. Основной причиной этого является торжество такого отношения к творческому потенциалу, при котором он расценивается как обычный товар на всеобщем рынке товаров и услуг.